В конце ноября во время бюджетного послания губернатор Омской области Виталий Хоценко объявил о назначении нового министра образования в региональном правительстве. Должность заняла Ольга Степанова, участник кадрового проекта «Продвижение» и экс-замминистра спорта Омской области. Редакция портала Om1.ru узнала у Ольги Степановой о её планах на посту главы министерства и о том, чего ждать педагогам в 2025 году.
— Ольга Геннадьевна, расскажите о своих первых шагах на посту министра, будут ли изменения в омском образовании?
— В чём смысл системы образования? Дать базовые знания по предметам. Вторая задача — это воспитание. Нам важно, чтобы школьник, который завершает школу, был образован, любил свою страну, уважал старших, знал историю и имел широкий кругозор. Для этого у нас сформировано единое образовательное пространство в стране. Это прежде всего программы, которые утверждаются на федеральном уровне и по которым работают школы, учителя. Это учебники, которые тоже проверены, методически выверены, разработаны на федеральном уровне.
Единое образовательное пространство невозможно без единой программы воспитания, основанной на традиционных ценностях. Всё это есть, и двигаться мы будем в рамках этого единого пространства, которое определено федеральным центром. Нам предстоит тонкая настройка региональной системы образования для дальнейшего повышения его качества и реализации новых Президентских национальных проектов. Будем участвовать во всех национальных проектах, касающихся сферы образования, чтобы привлечь как можно больше средств в регион для улучшения условий обучения наших детей и работы педагогов.
— Какие шаги вы планируете предпринимать для решения проблемы нехватки педагогов?
— Сфера образования — одна из первых отраслей, которая столкнулась с проблемой нехватки кадров. Рынок трудовых ресурсов стал средой конкуренции, где всё большее значение приобретают место работы, престиж профессии, заработная плата, социальный пакет, предлагаемые работодателями. В общеобразовательных организациях на начало этого учебного года средняя учебная нагрузка педагогических работников, замещающих должность учителя, составила 1,78 ставки. Одной из ключевых причин повышенной нагрузки педагогов школ является наличие дополнительной потребности в педагогических кадрах.
Чтобы переломить ситуацию, надо искать новые возможности кадровой политики в отрасли. В первую очередь будем укреплять систему профильных психолого-педагогических классов, выпускники которых должны стать резервом подготовки педагогических кадров для отрасли.
Это и повышение привлекательности целевого обучения. По инициативе губернатора Виталия Павловича Хоценко 206 студентов-целевиков Омского государственного педагогического университета, заключивших в 2024 году договоры о целевом обучении, с первого курса получают материальную поддержку в размере от 10 до 20 тысяч рублей из бюджета Омской области. За последние два года в дополнение к действующим мерам социальной поддержки, среди которых — единовременные денежные выплаты и компенсация коммунальных расходов на селе, внедрена единовременная денежная выплата за профессиональное развитие, увеличен размер и срок применения с 3 до 5 лет преференции для молодых педагогов в виде увеличения установленного размера оклада.
Кроме этого, установлены выплаты в размере 50 % от рекомендуемого размера оклада педагогическим работникам, имеющим квалификационные категории «педагог-методист», «педагог-наставник», увеличен размер вознаграждения классным руководителям в школах на территории муниципальных районов с 5 до 10 тысяч рублей, а также предусмотрена с сентября 2024 года ежемесячная выплата из федерального бюджета в размере 5 тысяч рублей советникам директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
|
---|
— Что делается, чтобы снизить бюрократическую нагрузку на педагогов?
— Одной из главных задач на этот учебный год является снижение бюрократической нагрузки в системе образования. Контроль за исполнением принятых в этой сфере решений должен стать одним из приоритетных направлений работы. На это нас ориентирует Рособрнадзор. В целях профилактики нарушений требований законодательства при возложении работы на педагогических работников министерством объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований 45 общеобразовательным организациям.
Дальнейшие направления работы на федеральном уровне — это оптимизация информационных систем, в которых задействованы педагоги, нормативное регулирование мероприятий, реализуемых за пределами образовательной программы, определение требований к объёму рабочей программы воспитания и конкретизация функционала классного руководителя. Отмечу важность обратной связи от педагогов о случаях нарушения их прав. Нам нужна обратная связь, чтобы мы узнали о проблемах. В министерстве действует горячая линия по номеру +7 (3812) 357-000, доб. 2896 и 2899 можно сообщать обо всех вопросах, связанных с превышением допустимой нагрузки.
— Планируется ли индексация заработных плат педагогов и будет ли пересматриваться система оплаты труда?
— Уровень средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций с 2012 года урегулирован майскими указами президента Российской Федерации и напрямую зависит от уровня среднего дохода от трудовой деятельности в регионе. Установленные ориентиры достигаются и ежегодно увеличиваются. Работа по установлению целевых показателей по оплате труда на 2025 год ещё ведётся. Уровень средней заработной платы педагогических работников в 2025 году планируется не ниже достигнутого по итогам 2024 года.
Вопрос реформирования системы оплаты труда бюджетников, в том числе педагогических работников образовательных организаций, рассматривается на федеральном уровне. В основе совершенствования системы оплаты труда лежит установление единых, понятных и прозрачных механизмов с учётом обеспечения равной оплаты за одинаковый труд.
В соответствии с посланием президента апробация новой модели системы оплаты труда будет в ряде пилотных регионов, применение её во всех субъектах планируется с 2027 года.
|
---|
— Есть ли возможность отказаться от второй смены в городских школах Омска?
— Образовательный процесс в 2024/2025 учебном году в Омской области организован в две смены в 187 из 672 общеобразовательных организаций, что составляет 27,8 % от общего числа таких учреждений в регионе. Увеличение доли школьников, обучающихся во вторую смену, вызвано объективными причинами. Прежде всего, это отсутствие свободных площадей в зданиях школ при увеличении численности детей. Дополнительные трудности в сохранении двухсменного режима обучения вызваны проведением капитальных ремонтных работ в образовательных организациях города. Это также привело к увеличению количества образовательных организаций, работающих в двухсменном режиме, а также численности обучающихся во вторую смену.
Отмечу, что федеральный закон об образовании в Российской Федерации не регулирует вопросы обучения в школах по сменам. Правила на этот счёт содержатся в пункте санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи. Так, в общеобразовательных организациях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, 9-11-х классов и классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в первую смену. Эта норма нами выдерживается.
— Планируется ли капитальный ремонт учреждений среднего профессионального образования?
— Задачу как можно большего участия образовательных организаций в программе капитального ремонта ставит губернатор Виталий Павлович Хоценко, при его непосредственной поддержке мы смогли значительно увеличить количество объектов, отобранных Минпросвещения РФ, для ремонта до 2027 года.
С 2024 по 2027 год в регионе будут отремонтированы 71 школа, 16 дошкольных учреждений и 9 зданий четырех колледжей. Всего — 96 объектов. Вся работа со следующего года будет вестись в рамках новых национальных проектов, инициированных президентом.
Уверена, что это не последние отборы, мы продолжаем готовить сметную документацию на новые организации, чтобы получить как можно больше федеральных средств на обновление инфраструктуры наших образовательных учреждений.