Вчерашний день, 7 декабря 2016 года, запомнится многим жителям Омска крупным скандалом. Неожиданно выяснилось, что два самых популярных символа города, установленных на центральных улицах, - скульптуры Любочка и сантехник Степаныч являются частной собственностью предпринимателя Романа Рудакова, причем бизнесмен благополучно оформил на них авторские права в феврале 2016 года.
Краеведы утверждают, что средства на изготовление памятников были выделены из бюджета города, однако их авторы - скульптор Сергей Норышев и дизайнер Игорь Вахитов - как выяснилось, посчитали их частной собственностью и продали авторские права.
В связи с этим возникает целая серия вопросов, ответы на которые теперь получить, как выяснилось, довольно сложно.
Как авторские права на скульптуры, которые, по некоторым данным, создавались на деньги городского бюджета и делались специально для города, могли быть переданы частному лицу и почему они не передавались городу сразу после установки? Скульптуры, напомним, были установлены в тревожные 90-е при мэре Валерии Ращупкине. Как на улицах Омска почти 17 лет могли простоять композиции, права на которые не были оформлены? А самое главное: как довольно уважаемым людям, художникам и архитекторам, которые, как мы думали, сделали когда-то доброе дело для города, пришла в голову мысль продать авторские права частному лицу и с какой целью? Почему они не предложили это ни администрации мэра Ращупкина, ни администрации Белова, ни администрации Шрейдера, ни администрации Двораковского?
Вокруг появления Любочки еще в 1999 году возникли серьезные споры. Краеведы ратовали за историческую достоверность образа жены генерал-губернатора Гасфорда. Её облик, сохранившийся на немногих портретах, далек от того, что получился на памятнике. Бледная угасающая девушка в чепце на деревянной скамейке. Но мэрия решила утвердить эскиз собирательного образа. Утонченной дамой с томиком Пушкина на коленях теперь представляют Любочку все омичи. Полюбился горожанам и образ сантехника Степаныча, который установили на противоположной стороне улицы.
Сергей Норышев, скульптор:
— Авторские права на них есть у меня, и еще спустя 70 лет после моей смерти будут у моих наследников. Если скульптуры получились такими удачными, что их сотнями штампуют в Китае, а мне не платят за это ни копейки, разве это справедливо?
После того, как скульптор Сергей Норышев передал авторские права знакомому предпринимателю Рудакову, тот подал иски, скачала к изготовителям сувениров на суммы от 20 до 100 тысяч рублей, а затем и к издательству «Омский ракурс», которое сделало памятный альбом к 300-летию Омска, где были фотографии Любочки и Степаныча. За это авторам предлагается заплатить 7,8 миллиона рублей.
Владимир Кудринский, фотограф:
— Мы делали большое красивое издание к юбилею города. Нам пообещали поддержку, но денег так и не поступило. Свои снимки я просто передал в дар редакции. А издатель заложил квартиру, чтобы выпустить этот альбом. Хотелось сделать красивый, достойный подарок. Ведь сейчас многие говорят, что Омск такой-сякой, некрасивый, а мы, наоборот, всегда показываем, какой это красивый город. Очевидно, душевности людям не хватает, сейчас у всех одни деньги в глазах. Я эти скульптуры больше не фотографирую. Без Степаныча вообще можно обойтись. Мы зациклились на нем. А в городе столько красивых мест, в нашем альбоме триста страниц.
|
---|
В новый календарь издательство «Омский ракурс» скульптуры Вахитова и Норышева не включило |
Как же такое могло произойти? С этим вопросом мы обратились в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска, в котором совсем недавно появился новый руководитель, но выяснилось, там понятия не имеют, что это за памятники вообще стоят в городе и кому они принадлежат.
— Даже не знаю, к кому вас переадресовать, раньше у нас не было такого подразделения, как департамент Архитектуры и Градостроительства, и кто занимался этими вопросами, мы не знаем, — пояснила ситуацию официальный представитель ДГХ.
В департаменте культуры администрации города Омска от памятников также успешно открестились, заявив, что не имеют никакого отношения ни к памятникам, ни к скульптурам. Как выяснилось, скульптуры стоят на балансе в департаменте имущественных отношений и принадлежат городу, но авторские права существуют параллельно от имущественных.
Прояснить ситуацию нам помог другой скульптур, автор знаменитого Дон Кихота у ТЮЗа и множества других памятников - Александр Капралов. Оказалось, что и они «ничейные».
|
---|
Дон Кихота пока можно фотографировать |
Александр Капралов, скульптор:
— Мне года два назад позвонили следователи, на памятнике Достоевскому молодые люди написали какие-то революционные вещи, я искал, искал от кого можно иск написать, получается, что вы хозяин скульптуры. А больше нет никого. Я сказал, что я очень рад, но это же не так. Дон Кихота и Достоевского я делал в счет арендной платы за мастерскую. Но получается, что на балансе они нигде не стоят. Там в этот момент Полежаев с Ращупкиным воевали, и так и не поставили. Скорее всего, они ничьи. А по поводу «Степаныча». Вообще-то, этого сантехника, насколько я помню, скопировали с памятника в Чехословакии. Валерий Павлович был в командировке, и привез фото. А Серега (Сергей Норышев) слепил, так что о каких авторских правах может идти речь? Мне кажется, это бред.
|
---|
Памятник сантехнику в Братиславе |
Александр Капралов официально заверил, что денег за фото со своими скульптурами ни с кого брать не будет. А вот претензии Вахитова, Норышева и Рудакова сейчас разбирает Арбитражный суд. Ближайшее заседание назначено 22 декабря. Если решение окажется в пользу предпринимателя, то и авторы других знаменитых скульптур, или их наследники, могут начать сутяжничать с издательствами за право снять, например, Ленина или Петра I.
А тем временем в городе идет сбор денег на монумент в честь основателя города Бухгольца. Средства перечисляют простые омичи, а автором скульптуры является все тот же Сергей Норышев.
|
---|
Эскиз памятника основателю Омска |
То есть, если Бухгольц в Омске все же появится, то он сможет снова потребовать плату за кадры с ним.