Процесс над 40-летним экс-полицейским Евгением Гайдамаком можно сравнить с ремонтом, который, как известно, стоит только начать, а закончить быстро не получится. Следствие по уголовному делу о смертельном ДТП с участием автомобиля Mercedes Benz майора длилось полтора года.
Напомним, трагедия произошла 30 января 2022 года. В тот день 47-летний учредитель правового коммерческого центра «Современные технологии» и глава благотворительного фонда поддержки и реабилитации обвиняемых, осуждённых и освобожденных «Надежда» Александр Дубенский выпил, поэтому попросил отогнать в автосервис свою машину знакомого — 40-летнего предпринимателя Николая Петруняева. Во дворе многоэтажки на Левом берегу последний познакомил приятеля со своим соседом — начальником отделения финансово-кредитной сферы Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Гайдамаком. Мужчины выпили за знакомство. Вместе с Александром Дубенским был парень его дочери — 21-летний спортсмен Игорь Татаринов. Он оказался единственным трезвым в этой компании.
Евгений Гайдамак похвастался перед новыми знакомыми своей дорогостоящей иномаркой. Восхищенному Игорю Татаринову, даже разрешили посидеть на водительском месте в припаркованном авто. Потом молодого человека послали «за добавкой».
Тем временем жена, уже потерявшая Николая Петруняева, вышла во двор и увидела его в салоне соседского автомобиля Mercedes Benz. По утверждению женщины, на водительском месте сидел Гайдамак, рядом присела она. На левом заднем сиденье находился Дубенский, на правом — Петруняев. Когда из магазина с тремя бутылками пива вернулся Татаринов, женщина пустила его на своё место. Компания пообещала ей разойтись по домам через пять минут. Однако едва Петруняева успела подняться домой, как увидела в окно сорвавшуюся с места и уехавшую в неизвестном направлении машину Гайдамака. Только посреди ночи она узнала, что в итоге произошло.
На повороте возле метромоста иномарку занесло, она по касательной протаранила ограждение и влетела в столб. После этого задняя часть машины поднялась почти вертикально и, по одной из версий, продолжила крутиться ещё несколько секунд.
Николай Петруняев погиб на месте, Александр Дубенский — через несколько дней, его несостоявшийся зять Игорь Татаринов — через несколько недель. Евгений Гайдамак получил страшные травмы, но выжил. Больше месяца он находился в коме, мужчину даже подключали к аппарату искусственного дыхания. Допросить его смогли только в марте 2022. Однако большой пользы для следствия от его показаний не было: теперь уже бывший полицейский утверждает, что из-за травмы у него провалы в памяти и тот день он помнит смутно.
В этом, собственно, и вся загвоздка. Следственные действия, а потом и судебные разбирательства тянутся так долго из-за принципиального вопроса: необходимо определить, кто именно сидел за рулём в момент аварии.
По характеру травм судмедэксперты предположили, что это могли быть Евгений Гайдамак, Александр Дубенский или Игорь Татаринов. Однако последний оказался единственным из компании пристегнутым. Поэтому его местоположение на переднем правом пассажирском сиденье установлено точно. Остались только двое.
Гособвинение и родные погибших уверены: машиной управлял пьяный Гайдамак. Сторона защиты майора настаивает на том, что это был Дубенский. Сам Гайдамак заседания не посещает из-за плохого состояния здоровья. Зато с его стороны приходят многочисленные свидетели.
Один из них, например, утверждал, что видел, как Mercedes Benz остановился в соседнем дворе, Гайдамак вышел, чтобы справить нужду, а потом пересел на пассажирское сиденье, пустив за руль Дубенского. Впрочем, экспертиза опровергла этот довод. С учётом скорости и момента аварии машина просто бы не успела сделать никакую остановку.
Также защита представляла заключение эксперта СибАДИ с 60-летним стажем. Пожилой педагог рассказал, как тестировал правительственные ЗИЛы и удивился, что чиновники больше на них не ездят.
Он пришёл к выводу, что за рулём сидел Дубенский, рядом с ним — Татаринов, слева сзади — Петруняев, а справа — Гайдамак, который получил наименьшие травмы.
Опровергая доводы специалиста, гособвинитель отметил, что они основаны на предположениях и догадках, а не на достоверно установленных фактах.
Такой же версии придерживаются и родители погибшего Александра Дубенского. По их словам, эксперт в своём исследовании руководствовался пособиями 80-х годов прошлого века. Кроме того, Александр никогда не садился пьяным за руль своей машины. И уж точно бы не стал управлять автомобилем человека, которого видел первый раз в жизни.
Планировалось, что очередное заседание суда приблизит процесс к финалу. Предполагалось, что выступит эксперт со стороны обвинения, а потом и сам гособвинитель.
В этот раз вниманию суда представили итоги работы эксперта почти с 30-летним стажем. Своё заключение он делал, основываясь на исследовании автомобиля Mercedes LS, аналогичного тому, который попал в аварию. Также эксперт осмотрел и саму разбившуюся машину.
И пришёл к совершенно противоположному выводу, чем его предыдущий коллега. Представителю негосударственной организации АНО «Городская судебная экспертиза» надо было ответить на один вопрос. В его задачу входило определение механизма и развитие ДТП. Экспертизу проводили совместно с медиками. Выводы участники экспертизы делали по отдельности, потом их объединили в общее заключение.
В первоначальном выводе этого эксперта говорится, что после столкновения автомобиль Mercedes Benz не вращался. Однако сторона защиты представила видеозапись, на которой видно, что вращение было.
Эксперта попросили изучить эту запись и уже с учётом полученной информации сделать окончательный вывод. Он сообщил, что процесс этот небыстрый, так как на анализ видео с помощью специальных программ потребуется несколько дней. Новое заседание по уголовному делу отложили до 10 сентября.
«Бесконечный процесс. Это никогда не закончится», — вздыхали измученные родители Александра Дубенского, выходившие из зала.