om1.ru
Был бомжом – теперь претендует на миллионы: в Омске семья судится за выплаты после смерти мобилизованного Отец не виделся со своей семьёй около тридцати лет.

Был бомжом – теперь претендует на миллионы: в Омске семья судится за выплаты после смерти мобилизованного

Отец не виделся со своей семьёй около тридцати лет.
27 февраля 2023, 21:30
эксклюзив

Был бомжом – теперь претендует на миллионы: в Омске семья судится за выплаты после смерти мобилизованного
Фото: Фото из личного архива семьи Самохваловых

Семья

История семьи Самохваловых, о которой пойдёт речь в этом тексте, началась в 1989 году. Тогда в селе Межовка Новосибирской области познакомились Ольга и Андрей. Они стали жить вместе, вскоре у них появился сын Артём. Тогда же Самохваловы переехали на Дальний Восток, в Амурскую область.

Год спустя родилась дочь Влада, а вот затем что-то пошло не так. Отец стал часто гулять, выпивал, дома не появлялся, жене с детьми внимания не уделял. В конце концов Ольга вернулась к матери, Татьяне Ивановне, в Межовку. Уже оттуда она подавала на алименты, и вроде бы на нерадивого отца даже завели уголовное дело за их неуплату... Да вот только Андрей окончательно пропал с радаров не только семьи, но и полиции.
Почти на тридцать лет.

Время шло. У Ольги родились ещё двое сыновей, Илья и Кирилл. В середине нулевых у неё обнаружили тяжёлое заболевание, и в 2007 году бабушка и мать с 4 детьми были вынуждены переехать в Омскую область, в Горьковский район.

Тогда же Артём, старший сын, окончил школу и поступил в училище.

Братья вместе с бабушкой.

Фото из личного архива семьи Самохваловых

 

Его жизнь мало чем выделялась. Он окончил училище, женился, у него родилась дочь Лера. В ближайший призыв Артём по наставлениям бабушки и мамы ушёл в армию на срочную службу. После армии начал ездить на вахты, где работал электромонтёром-водителем.

А в сентябре 2022 стал одним из первых, кто отправился в зону СВО в рамках частичной мобилизации.

Артём Самохвалов на срочной службе. 2010–11 гг.

Фото из личного архива семьи Самохваловых

 

Родные говорят: Артём сам хотел туда поехать ещё добровольцем. Он надеялся встретиться с братом Ильей, который там находился с самого начала СВО. Не получилось — 25 октября военнослужащий Самохвалов Артем Андреевич «погиб при исполнении обязанностей военной службы».
И тут появился отец.

Деньги

Семье погибшего военнослужащего государство платит большую компенсацию:
• 7,4 млн рублей - страховые выплаты
• 5 млн рублей - выплата согласно Указу Президента РФ
• Плюс деньги из регионального бюджета – в Омской области, например, платят по 1 миллиону рублей.

Принято считать, что эти деньги получает семья военнослужащего. Однако Пленум Верховного Суда РФ, высказываясь по этому вопросу, уточнил:

«Цель названных выплат – компенсировать лицам, в данном случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы...»

2011 год. Демобилизованный Артём вместе с семьёй.

Фото из личного архива семьи Самохваловых

 

Короче говоря, кто именно воспитал и содержал защитника Отечества – тому и деньги. Как правило, речь здесь идёт о родителях военнослужащего, потому отец и дал о себе знать. Кто же откажется от хорошей компенсации?

Да вот только воспитанием защитника занималась, помимо мамы, бабушка Артëма, Татьяна Ивановна. Женщины сочли, что отец не заслуживает своей доли, и обратились в суд – теперь деньги, которые причитаются ему, заморожены, а если иск окажется удачным, их получит бабушка.

- Согласно закону, на выплаты может претендовать не только родитель, но и другое лицо, признанное фактическим воспитателем, - объясняет юрист семьи Самохваловых Александр Стебунов. - В данном случае таковым является бабушка погибшего, Татьяна Ивановна: она зарабатывала на жизнь всей семье в трудную минуту, покупала внукам одежду, школьные принадлежности – фактически, заменяла им отца.

Суд

На судебном заседании, которое проходило 16 февраля в Горьковском районном суде, Татьяна Ивановна рассказывала о старшем внуке:
Он (Артём) на моих руках родился, в Межовке, полгода жил со мной. Потом семья переехала в Амурскую область, но скоро вернулась: Андрей гулял, пил, не занимался воспитанием. У дочери денег не было, двое детей маленьких… Они все вынуждены были вернуться ко мне в Межовку, и вот так с 93-го года они со мной и живут. Я их и в школу собирала, и в Новосибирск возила, и в Омск, и в Кемерово. Города им показывала, в зоопарк водила...

Потом в Горьковское переехали. Здесь Артём школу закончил, отсюда уходил в армию, на Украину тоже уходил с моего дома… — в конце фразы у бабушки задрожали голос и руки.

На вопрос судьи об отце Артëма Татьяна Ивановна, однако, отвечает чётко:

 — Мы даже не знали, где он есть! Он не звонил, не появлялся вообще, хотя мы подавали (в полицию) несколько раз запросы. Всё равно что потерялся.

 — В глаза мы его не видели! — подтверждает спустя время Алëна Иноземцева, бывшая жена погибшего. — Внучка дедушку не знает, для неё его нет. Ни к кому из семьи он (отец) никакого интереса никогда не проявлял — в частности, к Артëму. А Татьяна Ивановна – да, она была всегда с нами, она была за папу, за маму, за дедушку, за бабушку, за всех нас.

Бабушка и мама провожают Артёма на срочную службу. 2010 год.

Фото из личного архива семьи Самохваловых

 

Эти же слова об отце затем произнесёт и Влада, сестра Артёма. Кстати, а где сам Андрей Самохвалов?

Семья его честно искала. Дважды — сперва в Кыштовке, затем в Горьковском — обращались в полицию, но оба раза получали отказ. Зато на Андрея вышли в военном комиссариате, сразу после того, как погиб Артём. Более того, там подсказали, как выйти на его бывшую семью и помогли с документами.

 

 — Это вообще удивительная ситуация, — рассуждает Александр Стебунов, юрист семьи Самохваловых. — Система выплат устроена таким образом, что тот, кому положены деньги, сам должен в течение определённого срока заявить о том, что ему причитаются какие-то льготы или финансы. Государство ни за кем не бегает. А тут — обратная ситуация: омский военкомат сам нашёл отца на Дальнем Востоке, сам рассказал ему всю ситуацию и сам предложил выплаты. Он являлся лицом без определённого места жительства – военкомат разъяснил, что ему нужно иметь хотя бы временную регистрацию, открыть счёт в банке, заполнить заявление и ещё много чего сделать. Почему комиссариат в этом так заинтересован – непонятно.

 

Любопытно, что ответчик даже не потрудился приехать в Омск, чтобы участвовать в деле. Он по-прежнему живёт где-то на Дальнем Востоке, и после того, как осенью вышел на свою бывшую семью, снова будто растворился. Однако судебные тяжбы — дело долгое: следующее заседание назначено на 7 марта, так что у Андрея есть время, как минимум, обосновать свои претензии на солидные деньги.

 

 

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter