Как сообщает «Ъ», Следственный комитет России Главного военного следственного управления предъявил окончательное обвинение фигурантам уголовного дела об обрушении омской казармы 242-го учебного центра ВДВ. Тогда, в 2015 году, погибли 24 военнослужащих и еще 20 пострадали. Теперь суду предстоит ознакомиться со всеми собранными материалами дела, на это может потребоваться один год.
Бывшему начальнику казармы, полковнику Олегу Пономареву и его адвокатам в Москве зачитали окончательное обвинение. В нем говорится, что Пономарев лично должен был досконально проверить качество строительных работ в новой казарме, прежде чем заселять людей.
Сотрудники ГВСУ предъявили обвинение офицеру в превышении должностных полномочий, пособничестве в злоупотреблении полномочиями и нарушении правил безопасности при ведении строительных работ, повлекшее по неосторожности гибель двух и более лиц (ч. 3 ст. 286, ч. 5 ст. 33, ч. 2 ст. 201, ч. 3 ст. 216 УК РФ). Олег Пономарев свою вину не признал. Полковнику и его адвокатам нужно будет подробно ознакомиться с материалами обвинения в течение двух недель. Их набралось на 500 страниц. Обычно такой объем делят на два тома, но в этот раз сотрудники ГВСУ все поместили в один.
Также предъявлено окончательное обвинение заместителю начальника казармы Владиславу Пархоменко. Он сейчас находится в омском СИЗО, так как его обвиняют в получении взятки в крупном размере по ч. 5 ст. 290 УК. Адвокаты не комментируют эту ситуацию. Знакомые офицера рассказывают, что у него за 2 года расследования закончились деньги, тогда Пархоменко решил взять в долг у знакомого строителя. Все переговоры офицера записывались, и его задержали, когда он получал 200 тысяч рублей. Суд решил отправить Пархоменко в СИЗО, потому что он нарушил подписку о надлежащем поведении.
Отметим, что расследование уголовного дела проходит в Москве, поэтому адвокатам приходится летать в столицу для защиты своего клиента. Офицер считает, что его подставили сотрудники ФСБ, но все его жалобы отклоняются.
Помимо Пархоменко и Пономарева, окончательные обвинения предъявили еще нескольким фигурантам — генеральному директору ООО «Ремэксстрой» Александру Дорофееву и его партнеру Дмитрию Баязову. Строительная компания проводила реконструкцию казармы, а Баязов руководил проектом, не имея специального образования.
Эксперты установили, что здание казармы построили с серьезными дефектами еще в 1975 году. И рабочие, которые реконструировали его, усугубили проблемы. Они сняли со стен толстый слой штукатурки. Как оказалось, что только он и держал почти разваливавшуюся кирпичную кладку. Также они пользовались дешевым раствором низкой марки и неправильно сварили стыки арматур. Следователи нашли еще очень много грубых нарушений.
Защита полковников считает, что за ходом работ должны были следить не боевые офицеры, которые не являются специалистами в строительной отрасли, а сотрудники Регионального управления заказчика капитального строительства Центрального военного округа, федерального казенного предприятия «Управление заказчика капитального строительства Минобороны», ГУССТ №9, ФГУП «Спецстройинжиниринг при Спецстрое» и СМУ №916. Все они не выполняли своих прямых обязанностей, поэтому реконструкция была проведена с множественными нарушениями.
Всем фигурантам дела придется летать в Москву для ознакомления с материалами. Это займет не меньше года. Только потом начнется суд.