om1.ru
«Авангард», кофе перед игрой, Демичева: большое интервью с диктором G-Drive Арены Поговорили с человеком, которого каждый матч «Авангарда» слышат тысячи человек, но видят в лицо единицы.

«Авангард», кофе перед игрой, Демичева: большое интервью с диктором G-Drive Арены

Поговорили с человеком, которого каждый матч «Авангарда» слышат тысячи человек, но видят в лицо единицы.
15 марта 2024, 08:41
интервью

«Авангард», кофе перед игрой, Демичева: большое интервью с диктором G-Drive Арены
Фото: скриншот из подкаста Om1.ru

Новый выпуск подкаста Om1.ru уже на экранах! Нашего гостя вы точно могли слышать, если хоть раз ходили на матчи «Авангарда» на G-Drive Арене — но в лицо вам едва ли удавалось видеть его.

Встречайте — Дмитрий Милюков, диктор с почти тридцатилетним стажем. Подкаст можно посмотреть по ссылке, а можно прочесть его текстовую версию ниже.

В этом материале:

  • Как диктор, отработавший около тысячи турниров, стал голосом «Авангарда»?
  • Какие ритуалы есть перед игрой?
  • В каких взаимоотношениях нынешний диктор с Надеждой Демичевой, легендарным голосом СКК им. Блинова и старой «Арены-Омск»?
  • Что стоит знать тем, кто выберет профессию диктора в будущем?
  • И многое, многое другое.

 — Здравствуйте, Дмитрий! Очень рады видеть вас здесь.

 — Добрый день!

 — Знаю, что вы имеете огромный опыт работы диктором…

 — Могу точную цифру сказать: 43 Чемпионата мира, 30 Чемпионатов Европы, Олимпиада, две Универсиады… А Чемпионатов России уже и не в состоянии почитать. Всего — около тысячи турниров. В этом году будет 30 лет, как я у микрофона.

 — У меня первый вопрос с этим как раз и связан: где нужно учиться, чтобы иметь такой послужной список?

 — Мне просто повезло. За микрофон я сел совершенно случайно, а потом мне повезло с учителем. Я абсолютно хоккейный человек: родился в Челябинске, там играл, затем работал тренером-селекционером. И вот на международном турнире имени Ромазана в 1994 году услышал объявление на английском языке. А я к тому времени уже неплохо знал английский, и слышу — переводчик ну такую чушь несёт!

Я подошел к генеральному менеджеру «Мета*ллурга» Геннадию Величкину — мы с ним старые знакомые в регионе — говорю: ну давайте хоть напишу ему, что нужно говорить! Такую чушь несёт! «А ты знаешь, что нужно говорить?» — «Знаю» — «Тогда ты говори!». Ладно, я сел, провёл один матч, другой, доработал до конца турнира. Величкин: «Так, на следующий турнир ты приезжаешь за счёт «Мета*ллурга», живёшь-ешь-пьёшь за счет «Мета*ллурга». Вот с этого всё и началось.

Затем я работал на английском языке и дублировал великого человека — Валентина Федоровича Валентинова, великого нашего диктора, ученика самого Левитана. И вот он меня учил, несмотря на моё какое-то сопротивление поначалу, как обращаться с микрофоном, как в него надо говорить, что делать, и учил меня чуть ли не подзатыльниками (смеётся). Вот с тех пор я и получил очень хорошую классическую советскую дикторскую школу, я этим горжусь.

 — А как на вас вышел «Авангард»?

 — До этого я достаточно много лет был диктором московского «Спартака». Потом что-то там не сложилось, и меня убрали оттуда очень некрасиво и не по делу. Ну да это другой вопрос, этих людей уже в «Спартаке», слава богу, нет.

Оставалось немного работы на «международке». И вот сидим в Сочи на молодёжном Кубке мира вместе с моим старым знакомым Пашей Лысенковым, известным журналистом. Разговорились: так, вот, и так, теперь я без команды. Он говорит: так, это не дело, и тут же при мне набирает чуть ли не напрямую Александру Крылову! И спрашивает, не нужен ли им диктор. «Ну, пусть образец голоса скинет». Говорю, можете взять с Олимпиады, с Чемпионатов мира, там много образцов.

На следующий день: «И что, этот человек без работы?».

Так всё и началось. Следующие четыре года я отработал в Балашихе.

Фото: КХЛ

 — А потом команда вернулась в Омск…

 — Да. И было совсем не очевидно, что буду здесь работать. К тому моменту всё посыпалось: сначала ковид, потом нынешняя ситуация — улетела вся «международка», то есть у меня заработка привычного почти и не было. Я уже думал, что надо искать себя в другом месте, собирался книжки читать. И вдруг — сезон начался, «Авангард» уже играет. И сильно плохо играет… (на старте сезона 2022/23, первого после возвращения в Омск, «ястребы» проиграли шесть матчей подряд. Это антирекорд команды в высшем дивизионе — прим. ред.)

Вдруг — звонок: «Дима, давай хотя бы начнём сезон с тобой — приезжай на открытие Арены!» И в этот же день «Авангард» одерживает первую победу в сезоне! Ну, думаю, Боженька услышал. И с тех пор уже два года приезжаю к вам на домашние серии в Омск.

 — У вас есть и другая работа, помимо дикторской?

 — Я работаю в Государственном музее спорта. У меня должность — «ведущий специалист по связям с общественностью». Я эксперт по артефактам, эксперт реставрационной комиссии. Одна из моих задач — доставать, так как езжу на разные соревнования, общаясь с большими спортсменами, артефакты для музея.

 — Если в Омске продолжительная домашняя серия, то ведь возникают и выходные дни…

 — Как сегодня, например.

 — Чем тогда занимаетесь?

 — Ой… Сплю. Перелёты частые, к тому же ночные. Нужно подстраиваться под время. Я здесь снимаю квартиру у своего хорошего знакомого. А чем развлекаю себя… Тем, что готовлю. Я люблю готовить.

 — Ваше любимое блюдо?

 — Я, когда сюда приезжаю, обычно варю большую кастрюлю супа на всё время, пока здесь. Иногда балую себя сибирскими пельмешками.

 — А по городу получается гулять?

 — Ну, бывает, да.

 — Может быть, есть какие-то любимые места в городе?

 — У меня, во-первых, тут друзей ещё много, к ним езжу. Меня удивило — да не только меня, всю нашу компанию с Балашихи: и Никиту [Петрова], ведущего, и барабанщика Антона [Трифанова] — что здесь много лапшичных! И мы вот иногда собираемся, идём какую-нибудь лапшичку покушать.

А из городских достопримечательностей?

 — Естественно, я был в ваших музеях: Врубеля, Краеведческий… У меня есть бесплатный проход во все музеи как члена Международного совета музеев. Магнитная такая карточка. Хоть в Лувр без очереди проходи! Но пускают не везде. Мы как-то ездили в Астану на матч «Авангарда» с «Барысом», и по этой карточке меня в музей не пустили. Они понятия не имели, что это такое!

Фото: Om1.ru

Дмитрий, а давайте представим ситуацию: сегодня день игры. С чего начинается работа диктора G-Drive Арены?

 — Ну, одна игра в день — это не так сложно. Когда у тебя длительный турнир, когда ты начинаешь работать буквально, у тебя рабочий день длится около 12 часов. Там надо голос готовить заранее, за день.

Процесс подготовки к играм «Авангарда» начинается за день до начала домашней серии. Есть одна фишка, меня ей научил в свое время бас венской оперы: для голоса на ночь попить горячего пива. Правда! Голос потом бархатный, управляемый, на обертонах можно сработать.

И вот день матча. Когда вы приезжаете на Aрену?

 — Ну, обычно за полтора часа, если нет никакой предварительной репетиции. Приехал на место — сначала надо рацию забрать, потом получить базовые инструкции. Переодеться — у нас же там дресс-код есть, мы сидим как судейская бригада. Поэтому — белая рубашка, чёрные брюки. Ещё куртка, но она-то выдаётся, висит в судейской. Поэтому сначала надо прийти, переодеться. Провести разминку — это я прямо перед самим матчем делаю. Потом беру материалы, то есть составы. Прогоняю их где-то за час до игры, себе отмечаю, что мне надо.

Перед игрой я грею себе бутылку воды — это нужно для общего разогрева горла. И потихонечку потом пью. Вода должна быть тёплая, но ещё не совсем горячая — ну, не кипяток. Уже непосредственно перед матчем я хожу в судейскую, делаю себе кофе. Нормальный кофе, потому что растворимый я уже не могу пить. И всё — сажусь ко льду, настраиваю рацию, всё подготавливаю себе, мы делаем финальную проверку, все ли на месте — режиссёр, ведущий, диктор — и всё, я начинаю разминать голос, у меня на это есть буквально минут десять.

А как правильно называется ваша должность?

 — Строго говоря — судья-информатор. Хотя для неё надо иметь судейскую категорию по хоккею. У меня она есть, но теперь в протоколе пишется «диктор», то есть именно диктор — официальное лицо в протоколе матча. А раньше писалось «судья-информатор».

 — Работа как-то регламентируется?

 — Да. В этом плане очень все строго. У меня есть определённый текст, который нужно говорить. Всё очень жестко. Если сказал какую-то непроверенную или неправильную информацию, прилетать, в первую очередь, будет тебе. А потом уже будут разбираться…

 — А бывали ли такие случаи в Омске?

 — Были маленькие, не всем заметные косяки. Бывает, когда гол, сначала не разобрался и приходится делать поправки. Это режет ухо.

 — Кстати, а сами вы успели за эти 6 лет полюбить «Авангард»?

 — Ну, в принципе — да, если уж я с болельщиками на выезды иногда езжу. Сейчас вот в Челябинск поеду (интервью записывалось 19 февраля, за 5 дней до игры с «Трактором» — прим. ред.), потому что, всё-таки, родная земля… Был и в Москве, и в Магнитогорске, куда в прошлом году первый раз поехал за компанию, сейчас вот в Астане побывал, в Ярославле — причём там и ведущий Никита тоже бывал. Людям очень нравится, когда мы вместе с народом тут же сидим.

Фото: Om1.ru


 — Дмитрий, наверное, такой голос, как у вас, требует немало времени…

 — Да, голос — это инструмент, его надо беречь. Это отдельная песня. Причем в жизни у меня не такой дикторский голос, как на Арене. И это доставляет сложности. Тяжелее всего — на длительных турнирах, особенно на художественной гимнастике. Рекорд — 15 часов 45 минут.

 — Это же с самого утра до поздней ночи! А есть ли перерывы при такой работе?

 — Есть, но они, конечно, несущественны. У них вечная проблема — они не могут всё время рассчитать и постоянно уходят к позднему вечеру. Вот мой крайний турнир по художественной гимнастике, который я вёл в Пекине в декабре: там спланировали всё по минимуму — девочка выступила и сразу пошла следующая — а в итоге работали по полному телевизионному формату. То есть сперва спортсменка выступает, затем дожидается оценки, потом нужно выставить оценку… Видели, наверное: выступила гимнастка, а после неё совсем маленькая спортсменка выходит — мы их называем «тридцатисекундницы».

 — Да, удивлялся такому на турнире Евгении Канаевой в Омске…

 — Кстати, я там тоже должен был работать. Но они очень долго определялись со сроками, а когда определились, то я уже был занят. Но эти «тридцатисекундницы» — это, кстати, достаточно давно практикуется. Я уже 20 лет работаю на художественной гимнастике, и каждый раз считаю, что это очень умилительно.

Фото: Om1.ru, Дарья Лубе

 — Вы говорили, что часто ездите на выезды…

 — Ну, не часто, но несколько раз было такое, да.

 — Как сейчас у вас взаимоотношения с фанатами?

 — Ну вот с Виктором, предводителем фанатского движения, мы вообще теперь друзья. Он может просто ко мне домой прийти, а я к нему… Есть уже даже шутка такая: «Виктор и Диктор»!

 — Сейчас объясню, к чему этот вопрос, но сначала задам ещё один. Слышали ли вы, кто такая Надежда Викторовна Демичева?

 — Не то, что слышал, я её знаю хорошо!

 — И вы работали с ней, я помню, в прошлом году…

 — Я с ней работал в паре ещё в 2000 году в СКК им. Блинова. Она — на русском языке, я — на английском.

 — На предсезонном турнире?

 — На турнире молодёжных сборных. Это было, если не ошибаюсь, в августе месяце (в августе 2000 года в Омск приезжали молодёжные сборные России, Финляндии, Швеции, Чехии и Словакии. Победили россияне — прим. ред.). Тогда из Омска играла плеяда очень хороших хоккеистов 1982 года рождения: Свитов, Шастин, Гутов, Баранов. По-моему, четыре человека было в сборной.

 — Как бы вы оценили её голос?

 — У неё своеобразная подача, конечно, голос есть. Но ведь в спорте очень мало женских голосов за дикторским пультом, чтобы определить какой-то стандарт. В хоккее я знаю всего трёх: Демичева, в Казани, и в Челябинске недолго была женщина-диктор. Демичева — легендарная женщина для Омска, конечно.

 — В Омске Надежду Викторовну очень любят фанаты, её узнают на улице. А вас узнавали, например, в общественном транспорте?

 — Да, вот здесь я тоже удивился. Я же ГЗК — «голос за кадром»! И тут еду на игру в маршрутке, [перед Ареной] думаю: надо сказать [чтобы сделали остановку], а то в прошлый раз не остановили. И я говорю что-то вроде: «На Арене, будьте добры!» И слышу в ответ: «Да-да-да, а то без вас-то не начнут». Я такой: опа, спасибо!

Фото: Om1.ru

 — Помимо дикторской работы и работы в Государственном музее спорта, где ещё вы себя пробовали?

 — В хоккей я был серьёзно погружён. Работал в ФХР, был начальником юниорской и женской сборных России по хоккею, возил их на чемпионаты мира. Работал в клубах Высшей лиги и КХЛ, был спортивным директором воскресенского «Химика». То есть хоккей был основной работой, а дикторство стало основным заработком только после Олимпиады в Сочи. Ранее за эту работу платили совершеннейшие гроши! Это было для меня хобби.

 — Нечто второстепенное?

 — Абсолютно. И только когда приехали люди из Канады, организовывавшие Олимпиаду, и указали в счетах, что дикторам должны платить деньги по тем временам вообще приличные… Даже не за Олимпиаду, просто за тестовый турнир я получил столько, сколько не получал за месяц работы. Вот тогда и начали платить.

Более того, Олимпиада — это же куча народу, всё компактно… Там все жили по два, кроме нескольких человек: венью-продюсера — это режиссер всей арены, и диктора. Все остальные: музыканты, судьи, телевизионщики — все по два! Мы там прямо белая кость… И после этого у нас уже начали понимать, всё-таки, что такое диктор и почему, оказывается, не каждый так может.

 — Пробовали где-то ещё монетизировать свой голос?

 — Я изредка веду концерты. Это вообще случайно совершенно получилось, тоже смешно. Позвонили мне: Дмитрий, вот мы с вами работали тогда-то и тогда-то на презентации, нам нравится ваш голос, у вас такая классическая подача, а у нас тут такая проблема, у нас тут фестиваль в классической хоровой музыке, пасхальный, под патронажем Гергиева… А у нас проблема такая: за время пандемии все наши дикторы спились на хрен! (смеётся) И периодически, когда «Мариинка» в Москве — это редко, буквально один-два раза в год, уже три фестиваля я отработал таких в Зарядье — я их тоже объявляю.

 — А не хотели ли попробовать себя как наставник для тех, кто только собирается стать диктором?

 — Да этот вопрос уже давно как бы муссировался… В Москве при дикторской школе одной была школа озвучки — сам пошёл и поучился… Профессиональная переподготовка такая… Некоторые там вообще с нуля начинают — это я там более-менее профессионал. Техника речи мне там особо нового ничего не дала, а вот в артистизм — да, подтянуло, конечно.

 — Могли бы выделить три главных совета для тех, кто в будущем хотел бы работать диктором?

 — Учите русский язык. Первое. Главное. Сейчас с этим большая беда, даже среди ведущих дикторов на телевидении.

 — Большие проблемы с произношением…

 — В произношении есть тоже один момент: мне тяжело слышать на центральном телевидении картавых дикторов. «Это фишка такая!» — какая это фишка? Ну не может хромой человек быстро бегать.

 — Один этот совет по весу как три!

 — Нет, конечно, над голосом надо работать. Голос надо беречь, существует гигиена, определённые упражнения… Это уже техника речи, отдельное изучение, отдельная практика. Если уж Боженька наградил тебя этим даром — грех от него отказываться!

Мне в этом плане повезло, потому что, я когда бросал заниматься спортом, думал, чем займусь дальше. Вроде бы у меня с языками неплохо — вот я и поступил в Тверской государственный университет на кафедру прикладной лингвистики. И там русский язык очень серьезно преподавался! Приходилось читать книги, русскую литературу.

Нужно учиться. Чем больше ты учишься, тем деменция дальше уходит. Скажу так.

* — экстремистская организация, деятельность запрещена на территории РФ

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter