Центральный банк своей политикой стимулировал падение инвестиционной активности в России и бегство капитала из рубля в иностранную валюту, что равносильно утечке капитала, заявил в интервью «Газете.ру» советник президента РФ Сергей Глазьев. По его словам, когда ЦБ отказался поддерживать стабильный курс рубля и отдал его рыночной стихии, на рынке началось господство спекулянтов, которые заработали сверхприбыли.
Сергей Глазьев, советник президента РФ:
— Подняв ключевую ставку, Центральный банк добился лишь одного эффекта: деньги стали покидать реальный сектор и втягиваться в спекулятивную ловушку, генерирующую сверхприбыль за счет колебаний курса рубля и соответствующего обесценения национальных доходов и сбережений. Подавляющая часть денег, которые он выдал на рефинансирование коммерческих банков, устремилась туда же, в валютно-финансовые спекуляции. И следствием этого стали перевод нашего финансового рынка в турбулентный режим, полная дезорганизация инвестиционных процессов, потеря управляемости всеми параметрами.
По словам Глазьева, в итоге Московская биржа, которая, как он утверждает, контролируется спекулянтами, пропустила через себя в прошлом году около 4 трлн долларов, что более чем вдвое превышает ВВП России: несмотря на обвальное падение курса, не останавливались торги, работал огромный кредитный рычаг, который позволял спекулянтам пользоваться кредитами ЦБ для раскачки курса рубля.
Сергей Глазьев:
— Наши денежные власти создали уникальный в мировой практике прецедент, сработав на дестабилизацию собственной валюты и финансового рынка в пользу спекулянтов, обогатившихся на обесценении доходов и сбережений граждан и предприятий. Вследствие этой политики финансовый рынок вошел в турбулентный режим, который сейчас поддерживается и без участия ЦБ силами зарубежных и российских спекулянтов, наживающихся на колебаниях курса рубля. Объем вовлеченных в этот оборот денег уже превышает возможности ЦБ стабилизировать рынок. ЦБ потерял управление над денежно-кредитной сферой.
Глазьев отмечает: денежные власти не могут удержать ни один из макроэкономических параметров, который влияет на деловой климат. Кроме того, по инфляции ими ставилась задача снижения в полтора раза а получили, наоборот, повышение в два раза. По макроэкономике — должны были увеличивать объемы производства и инвестиций, а получили падение. «По сути, нынешняя политика денежных властей повторяет «шоковую терапию» 1990-х годов, которая привела к катастрофическим результатам», — констатирует советник президента.
Сергей Глазьев:
— В России нет объективных ограничений для роста производства. Мощности обрабатывающей промышленности загружены на 60%. У нас нет ограничений по притоку рабочей силы. У нас нет ограничений роста ни по одному из факторов производства. Они есть только по кредитным ресурсам, которые создаются политикой денежных властей. Мы сегодня объективно должны развиваться с темпом ВВП не менее 7% в год, не меньше 10% по промышленному производству и не меньше 15% в год расти по инвестициям. Вместо этого мы падаем по всем этим позициям. Нынешняя политика ЦБ привела к потере управляемости финансово-валютным рынком, к турбулентности на этом рынке и, как следствие, парализовала полностью инвестиционный процесс.
По его словам, если Россия хочет иметь экономический рост, то деньги должны обслуживать развитие экономики, а денежная система — обеспечивать предоставление долгосрочного кредита. Глазьев уверен: государство и ЦБ могут создать «экономическое чудо», элементом которого является управление деньгами, денежной эмиссией. При этом он посетовал, что в России никто не отвечает за неправильное планирование и трату денег, поэтому чиновники, имея большие полномочия, не бояться делать что-то неправильно и воровать миллиардами.