om1.ru
«Трансаэро» и «ЮТэйру» придется уйти: Минэкономразвития подготовило сценарий спасения авиапрома В ведомстве считают, что хроническая убыточность перевозчиков и их огромные долги по кредитам загнали отрасль в тупик.

«Трансаэро» и «ЮТэйру» придется уйти: Минэкономразвития подготовило сценарий спасения авиапрома

В ведомстве считают, что хроническая убыточность перевозчиков и их огромные долги по кредитам загнали отрасль в тупик.
[«Трансаэро» и «ЮТэйру» придется уйти:] Минэкономразвития подготовило сценарий спасения авиапрома
6 августа 2015, 13:03

Минэкономразвития подготовило анализ тенденций развития и перспектив гражданской авиации на 2015–2016 годы и пришло к выводу, что кризис 2008-го в отрасли не завершен, а перевозчики продолжают накапливать долги и теряют кредитоспособность, пишет «Коммерсантъ».

По данным министерства, в прошлом году убытки пяти крупнейших авиакомпаний — «Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь», «Уральские авиалинии», «Россия» — по РСБУ составили 25 млрд рублей, а по итогам первого квартала — уже 18 млрд. При этом долг перед банками только двух авиакомпаний выше 150 млрд рублей, и, исходя из отчетности по МСФО, это «Трансаэро» и «ЮТэйр».

По словам замминистра экономического развития Евгения Елина, курировавшего разработку документа, ведомство инициировало мониторинг, чтобы выявить наиболее проблемные отрасли и перейти от общеэкономических антикризисных мер к конкретным усилиям поддержки отраслей.

Евгений Елин, замминистра экономического развития России:

 — Мы предлагаем пересмотреть методы господдержки для авиакомпаний, которые вместе с кредитами госбанков на покупку самолетов «подзагнали» всю отрасль, включая аэропорты и авиастроение, вместо того чтобы после кризиса 2008 года дать уйти неэффективным игрокам. В итоге отрасль так и не вышла из кризиса, рынок сжался, а провозные емкости раздули. «Трансаэро» и другие компании стали под кредиты заказывать дорогостоящие самолеты в расчете на то, что рынок вырастет сам.

По словам Елина, сейчас хроническая убыточность перевозчиков не позволяет авиапрому рассчитывать на заказы, а авиакомпании не могут погасить долги. «Если правительство поддержит наши предложения, госбанкам и лизинговым компаниям придется зафиксировать убытки, но это заставит их пересмотреть методы оценки рисков», — резюмирует он.

Пока общая господдержка отрасли выразилась лишь в снижении с 1 июля НДС на внутренних линиях с 18% до 10% (эффект составит 19,5 млрд рублей в год).

Минэкономики в анализе говорит о многих проблемах, которые уже признавали в отрасли: например, избыток провозных емкостей с мая 2015 года превысил показатели прошлого года на 400 тысяч кресел, а в июне 2015 года составил 800 тысяч кресел, что спровоцировало облегченный доступ отдельных перевозчиков к кредитам. Также авиакомпании получали льготы на покупку новой российской авиатехники, и это привело к «недопустимо высоким валютным рискам» — ставка за лизинг номинирована в валюте, а выручка авиакомпаний — рублевая. Компании в ответ начали снижать тарифы, чтобы загрузить суда, из-за чего в прошлом году убытки отрасли на таких маршрутах составили 637 рублей с пассажира.

В министерстве считают, что уход с рынка ряда крупных компаний неизбежен, потому что погашение долгов по кредитам маловероятно «без масштабных инвестиций собственников». В пример приводят 2008 год, когда восстановлению помогло банкротство Air Union, занимавшего 15% рынка.

По прогнозам ведомства, обострения в отрасли можно ожидать осенью, но «острота его прохождения» будет зависеть от действий кредиторов. Для перевозки пассажиров в случае ухода крупных игроков придется увеличивать средства, зарезервированные на это в бюджете (сейчас это лишь 10 млн рублей ежегодно до 2017 года). Из мер поддержки Минэкономики предлагает отрасли обнуление НДС на внутрироссийских линиях на два-три года. В Минтрансе это предложение поддержали, но затруднились дать «однозначную оценку» анализа Минэкономики, пояснив лишь, что в случае ухода игроков с рынка их пассажиров будут вывозить авиакомпании, подавшие заявки.

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter