— Андрей Геннадьевич, почему, несмотря на все плюсы, льготы и преференции со стороны властей всех уровней, в Крым пока еще неохотно идут инвесторы. Скажем прямо: их мало.
— Нужно понимать, что та ситуация, что мы наблюдаем в Крыму, все-таки отличается от общероссийской. Здесь есть определенные проблемы. К примеру, не решены еще вопросы по внесению в кадастр земельных участков, по оформлению прав собственности на недвижимость. Есть серьезные риски, понятно, что мы пытаемся их преодолеть и преодолеем, но они есть. И бизнесменов они отпугивают.
При этом нельзя сказать, что инвестиционных проектов в Крыму нет. Проектов очень много на самом деле. Какие-то из них находятся в стадии проработки, какие-то в стадии проектирования или строительства… Мы пока результатов этой деятельности физически не ощущаем, но нужно понимать, что результаты есть.
|
---|
IT-компании могут рассчитывать на размещение своих производственных мощностей в технопарке «Цифровая долина», который займет 57 га земли возле аэропорта Симферополь. Фото: kafanews.com |
— Вы, наверное, самый опытный чиновник, который занимался и занимается экономическими зонами. Есть ли методика, которая позволит спрогнозировать, сколько компаний, сколько бизнесменов привлечет свободная экономическая зона полуострова?
— На сегодняшний день мы не ставим перед собой задачу посчитать в штуках точное число проектов, которые будут реализованы в рамках свободной экономической зоны Крыма, хотя, конечно, что-то прикидывали.
Но нужно помнить, что цель принятия закона о создании СЭЗ на территориях Крыма и Севастополя — обеспечение максимально комфортной среды прежде всего для местного бизнеса. Этим зона в Крыму идеологически отличается от тех особых экономических зон, которые сейчас есть в России — в Калининграде, на Дальнем Востоке и так далее.
Именно этой идеологией и объясняются низкие пороги входа для инвесторов: три миллиона рублей для малого и среднего бизнеса, 30 миллионов рублей — для крупного. Это же совершенно символические вложения. Низкий порог и должен дать уже существующему в Крыму местному бизнесу возможность переориентироваться на работу в России. Именно эту цель закон и преследовал. При этом он, конечно, сделал Крым привлекательным для российских и западных бизнесменов.
Второй момент: созданные в Крыму максимально благоприятные условия по сравнению с другими российскими ОЭЗ должны компенсировать в какой-то степени те риски политические, санкционные, которые на этой территории присутствуют.
— Ограничен ли малый бизнес в плане выбора организационно-правовой формы деятельности? Может ли он работать в Крыму как производственный кооператив или, например, в качестве индивидуального предпринимателя?
— Закон не устанавливает для резидентов СЭЗ ограничений относительно организационно-правовой формы юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Фактически есть всего два требования: регистрация в Крыму или Севастополе и инвестиции. Стоит помнить и о том, что не могут претендовать на льготные условия филиалы и представительства российских компаний, поскольку они не являются самостоятельными юридическими лицами.
|
---|
В 2014–2016 годах в Крыму будет реализован 51 инвестпроект общей сметной стоимостью 7 млрд долларов США. Фото: inpress.ua |
— Передача резидентам СЭЗ земель без торгов — это разумная практика, она не исключит конкуренцию?
— С одной стороны, конкурентная среда необходима, с другой — она не должна являться барьером для инвесторов. В российских особых экономических зонах никаких земельных конкурсов не проводилось — инвестор просто выбирал доступные участки, какие хотел. Считаю, что это правильно.
Мы понимаем, что собой инвестор представляет — мы проанализировали его возможности еще на этапе принятия решения о присвоении ему статуса участника СЭЗ. Если есть два-три кандидата на один и тот же земельный участок, что ж, давайте их сравнивать.
— Кто будет контролировать деятельность резидентов СЭЗ — насколько она соответствует тому, что заявлено в заключенном инвестиционном договоре? Экспертный совет?
— Это не его полномочия. Он лишь принимает решение по статусу участника СЭЗ, и это касается проектов с инвестициями в размере более 100 млн рублей. Проверки на предмет соблюдения соглашения будут проводить другие органы в соответствии с годовым графиком, который является приложением к соглашению.
Нужно еще сказать, что закон ограничивает возможность проведения каких-либо внеплановых проверок, в том числе налоговых, без согласования с Министерством по делам Крыма.
— Как обстоит дело с таможенными пошлинами в отношении продукции, завезенной резидентом СЭЗ, если она в дальнейшем используется в производстве?
— Участник СЭЗ может ввести без уплаты таможенной пошлины и НДС определенные товары, необходимые ему для реализации проекта, — будь то сырье, комплектующие, оборудование или что-то еще. Пока этот товар в неизменном виде или в виде переработанной продукции находится на территории СЭЗ, ничего не происходит. При вывозе же товара с территории Крыма участник платит таможенную пошлину и НДС, но у него есть выбор: либо заплатить сборы за ввезенные им комплектующие или сырье, либо за произведенный товар — что ему выгоднее, то он и выбирает. При этом закон предусматривает возможность компенсации этих самых пошлин и НДС.
|
---|
Сейчас на территории Крыма работают свыше 22 тыс. юридических лиц и почти 40 тыс. индивидуальных предпринимателей. Фото: centr-obr.at.ua |
— А если я как участник СЭЗ купил сырье на территории зоны у другого бизнесмена, который его туда доставил, и планирую его вывезти, как быть?
— Если он тоже резидент СЭЗ, то вы оба ничего не платите, если же он не участник, то он при ввозе уже все сборы заплатил.
— Стоит ли ожидать появления продукции «для реализации только на территории Крыма»?
— Нет.
— Как будет осуществляться развитие кластеров на территории Крыма? Прописаны какие-то этапы?
— Начнем с того, что свободная экономическая зона — это прежде всего инвестиционная среда, налоговый и таможенный режимы, особый порядок проведения проверок. Кластеры — это уже другая составляющая инвестиционного климата, это инфраструктурная составляющая.
Совершенно очевидно, если мы говорим о туризме, к примеру, недостаточно просто найти какие-то точечные площадки и сказать коммерсантам: давайте вот здесь гостиницу построим, а тут развлекательный центр. Для полноценного развития туристического кластера, если мы хотим, чтобы в Крым поехали люди, нужно комплексное изменение среды.
Поэтому на территории Коктебеля или Евпатории, например, мы полностью модернизируем инфраструктуру, выделяем территорию комплексного развития, которая будет развиваться по единому архитектурному плану, туда системно будут привлекаться инвестиции. Именно такой подход позволит привлечь серьезные компании. Он же применяется и при развитии зон застройки — как коммерческой, так и жилой.
|
---|
Согласно федеральной целевой программе развития Крыма, до 2020 года инвестиции в развитие полуострова составят более 680 млрд рублей. Фото: jankoy.org.ua |
— Как будут выстроены отношения с банками, не будут ли они работать с участниками СЭЗ в каком-то особом порядке? Тот же Сбербанк не кредитует компании, которым нет года. Новых предприятий, зарегистрированных на территории Крыма, будет много, где им брать деньги?
— Разрабатывая механизмы СЭЗ, мы не ставили перед собой задачу обеспечить инвесторов финансовыми ресурсами. Мы исходим из того, что у инвестора уже есть деньги или же он знает, где их взять. Мы же готовы под его проект предоставить налоговые, таможенные, инфраструктурные условия.
Вообще, уже есть много крымских предприятий, работающих в правовой системе РФ больше года. Кроме того, мы договариваемся с банками насчет кредитования крымских компаний с учетом особенностей нынешней ситуации. Годовой срок — это формальный критерий, который может быть или не быть. Гораздо больше сложностей возникает с формированием залоговой массы при кредитах, ну и так далее.
— Если разбираться с логистической доступностью, предусматривается ли механизм субсидирования перевозок путем керченской переправы?
— Переправа — быстрое решение, но не самое эффективное. Мы возим автомобили вместо того, чтобы возить грузы. Гораздо проще наращивать портовые мощности, чтобы осуществлялись морские грузоперевозки — в контейнерах или навально, это будет дешевле и эффективнее. И мы над этим работаем. Федеральная целевая программа предусматривает модернизацию портов Крыма. Мы за развитие морских перевозок.
— Схема «река — море» рассматривается?
— Конечно, проще отправить груз по реке, чтобы он по Дону вышел в Азовское море, а затем в порты Крыма. Это будет хорошая альтернатива и железнодорожному маршруту. Даже наши венгерские коллеги вышли с инициативой возобновить существовавший в советские годы коридор Дунай — Черное море.
|
---|
В апреле свою заинтересованность в развитии экономических связей с Крымом на встрече с министром по делам республики Вадимом Третьяковым подтвердил министр экономики Турции Нихат Зейбекчи. Фото: azxeberlenti.com |
— Не отпугнет ли инвесторов специфика авиасообщения с Крымом — ведь международные рейсы только через Москву?
— Ну не только. Авиасообщение с Симферополем сейчас есть у порядка трех десятков российских городов, в планах довести это количество до полусотни. Что касается возможности прямых международных рейсов, она тоже есть. Рейс Стамбул — Симферополь, к примеру, просто пролетает над Анапой — и у него меняется номер.
Нужно понимать, что проблема не в нас. Проблема — в наших иностранных партнерах. Если какие-то аэропорты мира готовы принимать самолеты из Симферополя, то технических проблем здесь нет. В феврале мы вели диалог с китайскими партнерами — они кроме вложений в строительство отелей и инфраструктуры самостоятельно готовы возить туристов из Китая чартерными бортами.