om1.ru
«Маршруточные» страсти в Омске. На чем мы будем ездить завтра? 43 машины в неисправном состоянии на маршруте, 273 случая нарушения ПДД, 1 водитель арестован на трое суток — это далеко не полные итоги однодневной профилактической операции «Маршрутка», проведенной недавно полицией Омска. Пытаемся разобраться, что же на самом деле происходит с маршрутными такси и в чем причины «не решаемых» проблем с «ГАЗелями».

«Маршруточные» страсти в Омске. На чем мы будем ездить завтра?

43 машины в неисправном состоянии на маршруте, 273 случая нарушения ПДД, 1 водитель арестован на трое суток — это далеко не полные итоги однодневной профилактической операции «Маршрутка», проведенной недавно полицией Омска. Пытаемся разобраться, что же на самом деле происходит с маршрутными такси и в чем причины «не решаемых» проблем с «ГАЗелями».
[«Маршруточные» страсти в Омске]. На чем мы будем ездить завтра?
4 сентября 2014, 21:17

Для Омска «проблема маршруток» стоит довольно остро: то сообщения в прессе о возможном подорожании тарифа на перевозки пассажиров почти вдвое, то участившиеся случаи аварий с участием маршрутных такси и летальными исходами для пассажиров, то силовые разборки между самими водителями маршруток. Можно только догадываться, что такое «маршруточный бизнес» для Омска, но всякая попытка местных чиновников навести в этой сфере общественного транспорта порядок, как показывает практика, ни к чему не приводит.

Властные решения

Первым рычаг управляемости выпустил из рук экс-мэр Валерий Рощупкин, который в пылу «войны» с губернатором Полежаевым не заметил или сделал вид, что не заметил, как львиная доля муниципальных перевозок, возможно, отошла в сферу бизнес-интересов его бывшего зама Виктора Толпекина и его сына. Кстати говоря, крупнейший «маршруточный бизнесмен» Владимир Геворгян — бывший советник господина Толпекина по муниципальной должности.

При следующих градоначальниках «газельный» бизнес лишь усиливал свои позиции, переделывая под себя тарифы и маршруты. При экс-мэре Шрейдере «маршрутчики» уже превратились в серьезную политическую силу, попытавшуюся даже диктовать муниципалитету свои условия. Теневой оборот перевозок, как сообщалось некоторыми СМИ, уже исчислялся миллиардами рублей в год. Закончилось все переделом рынка и уходом основной доли транспортных услуг «в тень».

Олег Осинский, директор департамента транспорта мэрии Омска:

— Мнений о частниках можно высказывать разные и все они имеют право на жизнь. В 2012 году мы в Омске совместно с частными перевозчиками разработали свою концепцию развития на 3 года. Нам удалось убедить частников, что в общественные перевозки нужно заходить основательно и надолго. Это востребовано и экономически, и социально.

Правила игры

Сегодня выстроить нормальную работу маршрутных такси, с пользой для населения, бюджета и с соблюдением азов безопасности уже, кажется, не в состоянии ни правоохранители, ни муниципалитет, ни сами участники рынка. Дошло до того, что маршруты стали распределять в стиле лихих 90-х: с помощью кулаков, арматуры, кирпичей, ножей и прочего. Полицейские сводки уже не обходятся без констатации очередной «разборки» — сожженные машины, разбитые лобовые стекла и носы.

Найти реальных виновных в пьянстве за рулем и в тяжких ДТП также практически невозможно. За редким исключением, когда правоохранители устраивают «засады». Водители маршруток, похоже, совсем «распоясались». С соответствующим отношением к своим профессиональным обязанностям, к пассажирам, коллегам, правилам дорожного движения.

Странную позицию занял местный законодатель — депутатский корпус Горсовета. Миллионы рублей недополученных налогов, миллионы собранных из карманов горожан в руки «теневиков», беспредел на дорогах и за рулем — наверное, пора уже заняться проблемой не на словах, а с соблюдением всех правовых процедур. Так, омские депутаты только кивают на федеральных коллег, которые с апреля 2012-го отменили «лицензионные карточки». Отсутствие прозрачных и понятных «правил игры» лишь усугубляют ситуацию.

Геннадий Дроздов, депутат Горсовета:

— В ближайшую осеннюю сессию я планирую поставить вопрос о том, чтобы наш муниципальный представительный орган напомнил федералам о необходимости принятия Закона «О пассажирских перевозках». Насколько я знаю, это не только проблема для Омска — во всей России местные подзаконные акты в этом вопросе идут вразрез с действующим федеральным законодательством. Приходится действовать на свой страх и риск. Это не правильно. Отсюда — бесконтрольность. А это уже вопрос даже не остро социальный, а по сегодняшним временам стратегический.

Обыденные хитрости

Бравируя своей безнаказанностью, водители маршруток нередко делятся своими «подвигами» со знакомыми, по телефону (в Омске «маршрутчик», висящий на сотовом, — это вполне обыденное явление) или даже со случайными пассажирами.

Нередко протяженный маршрут разбивают на два: вывезя пассажиров с окраины, водитель ссылается на поломку и высаживает людей. Деньги за поездку не возвращаются, так как значительная часть пути была преодолена. Отъехав от места «поломки» пару остановок, газель приветливо распахивает двери очередной партии ничего не подозревающих пассажиров. Случайно задремавшая в одной из «ушлых газелей» женщина подробно изложила суть хитрости в своей жалобе. Жаль, что наказать нарушителей в условиях правовой неразберихи оказывается очень сложно.

Представитель одного из надзорных ведомств рассказывает курьезные случаи, когда при проверке водитель газели-нарушителя на глазах у инспектора… съедал путевой лист, превращаясь из «официального лица при исполнении» в рядового частника. Редко кто из держателей лицензии подтвердит в суде принадлежность данной машины-нарушителя к своей организации и своему маршруту. Кому нужны лишние проблемы, расходы, разборки?! В итоге отвечают рублем рядовые водители, без каких-либо далеко идущих последствий и не столь финансово весомо как могло бы быть. В итоге по официальной статистике это уже не инцидент с участием «маршрутного такси».

Иван Меняйлов, НП «Безопасный город»:

— На рынке частных перевозок сегодня ярко выраженная стагнация. Причин я вижу две. Это отсутствие четких, законом прописанных правил игры для всех участников и второе — это недобросовестность отдельных коллег, которые вместо государственного подхода, ответственности за качество перевозок, за безопасность продолжают «стричь купоны». В итоге мы не развиваемся. И по действующему законодательству сделать с эти ничего не могут. Или не хотят…

Лицом к лицу

В этом году в многочисленных ДТП на дорогах Омска с участием «газелей» только двое ИП признали свое отношение, моральное и материальное, к участникам аварий. На улице Герцена три машины протаранила «ГАЗель» ИП Зилялетдинова, а на трассе Азово-Омск перевернулась «ГАЗель» ИП Меняйлова. Но подобное поведение перевозчиков — редкое исключение из общего правила «отказываться от своего в случае чего». Статистика ДТП с участием «маршрутчиков» наглядно демонстрирует, что культура вождения «хромает».

Но самое большое нарекание со стороны пассажиров отводится «культуре общения газелистов». Даже новые комфортабельные машины ведущих иностранных марок не спасают омичей от грубости, нецензурщины и бескультурщины. Приятным исключением стал недавно появившийся на одном из омских маршрутов водитель-китаец. Плохо зная русский язык, парень абсолютно каждому новому пассажиру говорит «здравствуйте» при входе, «спасибо-пожалуйста» при передаче денег и сдачи и «до свидания!» «спасибо!» при высадке. Ни одного грубого слова! Может, пока просто не знает?! Отличается и стиль вождения — без рывков и тормозов, аккуратно, по выделенной для общественного транспорта полосе, без нарушения скоростного режима. Едешь и отдыхаешь…

Цена вопроса

Вопрос о стоимости проезда в маршрутках водители сводят к обычно реплике о том, что раз возят, значит — выгодно. В пример можно привести «короткие маршруты», которые до сих пор держат в Омске цену в пределах 15–16 рублей. Сейчас в целях улучшения качества обслуживания и увеличения пассажиропотока некоторые перевозчики стали доступны и для льготников. Все это говорит о том, что 18 рублей вполне экономически обоснованная и выгодная цена. А внутренние ресурсы для наращивания эффективности у частников имеются. Было бы желание.

Сергей Асташкин

Текст опубликован в газете «Ва-Банкъ» №35 от 1 сентября 2014 года

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter