США и Евросоюз решили захлопнуть двери для российских госбанков на свои рынки капитала. Это серьезный удар по всему финансовому сектору, поскольку почти все крупные банки брали деньги за рубежом, теперь же часть внешних источников прикрыта.
Впрочем, рвать на голове волосы и кричать, что все пропало, — рано. Почти все банки, попавшие под санкции США (говорят, что эти же банки попадут под санкции ЕС, — прим. ред.): ВТБ, «Банк Москвы» и Россельхозбанк — заявили, что это не повлияет на их работу и не отразится на клиентах.
В частности, в «Банке Москвы» Порталу 66.ru, рассказали, что фондирование финансово-кредитного учреждения за счет внешних заимствований несущественно и не превышает 2% валюты баланса банка.
Пресс-служба «Банка Москвы»:
— Заимствования в иностранной валюте последний раз были осуществлены в 2010 году. Банк не планировал и не планирует в настоящее время осуществлять заимствований на иностранных рынках. Клиенты «Банка Москвы» от санкций так же не пострадают — все клиентские счета размещены на территории РФ, никаких ограничений в их отношении не вводилось. Пластиковыми картами банка также можно пользоваться без ограничений, как на территории РФ, так и за рубежом.
ВТБ вообще назвал санкции США «неадекватными», отметив, что западные рынки не единственный источник привлечения ресурсов, а санкции не повлияют на деятельность и кредитоспособность банка.
Не считает ситуацию критичной и экс первый зампред Банка России, а ныне член наблюдательного совета Сбербанка Геннадий Меликьян, чье мнение приводит РБК.
Геннадий Меликьян, член наблюдательного совета Сбербанка:
— Введение санкций не так критично. Мы выдержим, и у этих банков достаточно будет сил, чтобы это преодолеть. Но трудности на самом деле будут серьезные, причем не только для этих банков, но и для всей банковской системы страны… В какой-то степени, если не брать государство, то с ресурсами внутри страны стало немножко хуже, потому что так быстро не растут доходы предприятий и так быстро не растут доходы граждан, как это было прежде. А значит, так быстро не могут расти остатки на счетах банках у юридических и физических лиц. То есть фондирование внутри сейчас сложнее осуществлять для банков, чем это было раньше. Правда, в последнее время Банк России начал фондировать банковскую систему гораздо больше, сейчас объемы возросли до уровня, который был в кризис 2008–2009 года.
По его словам, поскольку во многом внешние источники будут закрыты, нужна будет перенастройка системы.
— Нам нужны инвестиции и кредитование, а ресурсов будет не хватать. Я вижу единственный источник в том, что сейчас в эту проблему вмешается государство, — заключает Геннадий Меликьян.
Необходимость вмешательства государства в данном случае подчеркивает и независимый аналитик Григорий Вахитов, с которым пообщался корреспондент Портала 66.ru
Григорий Вахитов, независимый аналитик:
— Соотношение капиталов к займам у данных банков не очень велико. Плюс, я думаю, поможет правительство. Конечно, за счет более низких ставок, которые предлагает открытый европейский рынок заимствований, банки черпали ликвидность, но в данном случае этот рычаг на себя возьмет Центробанк. На этом проблема будет закрыта. Стоит также отметить, что санкции вводятся на время. Я предполагаю, что в случае стабилизации ситуации на мировых аренах они будут отменены, поскольку на экономику Европы они также повлияют негативно. Это просто тот случай, когда политика победила экономику.
Стоит добавить, что Центробанк уже заявил, что поможет попавшим под санкции банкам.
Пресс-служба ЦБ:
— В случае необходимости будут предприняты адекватные меры по поддержке указанных банков с целью защиты интересов их клиентов, вкладчиков и кредиторов.
Еще один интересный аспект — кто же сможет отхватить свой кусочек в данном случае. И тут небольшой, но все-таки профит, получают коммерческие банки. В частности, как нам рассказал директор департамента международного бизнеса УБРиР Сергей Сисошвили, в области торгового финансирования средние федеральные банки могут откусить часть рынка.
Сергей Сисошвили, директор департамента международного бизнеса УБРиР:
— Полагаю, западные банки продолжат финансировать внешнюю торговлю. Другое дело, что объем торговли сам по себе может сократиться. Что же касается капитальных рынков, сомневаюсь, что какие-либо из российских банков смогут выйти на них в ближайшее время. Причин несколько: это и слишком осторожный подход к российским эмитентам со стороны западных инвесторов, это и боязнь потенциальных санкций, которые могут распространиться на другие институты, это и снижение темпов роста российской экономики.
По словам эксперта, в любом случае необходимо диверсифицировать рынки капитала, выходить на азиатские и развивать локальные. Также необходимо переориентироваться на внутренние инвестиции и внутренний спрос.
Сергей Сисошвили:
— Что касается УБРиРа, в текущей ситуации мы, конечно же, продолжим работу с физическими лицами и корпоративными клиентами, как имеющими историю в банке, так и теми, кто решит в связи с возникшими изменениями по рискам перейти из госбанков в крупные федеральные банки. Мы и впредь будем стараться диверсифицировать базу фондирования как за счет внутреннего, так и за счет зарубежных рынков, в том числе речь идет о введении новых продуктов.
По боевому настроены и в СКБ-банке. Как рассказал Порталу 66.ru председатель правления СКБ-банка Илья Зибарев, принадлежность банков к определенной категории (частные банки, с госучастием или же «дочки» иностранных) в данный момент не так важна. По его словам, главное — собственные компетенции банков: сервис, опыт, технологии и способность к изменениям.
Стоит добавить, что нехватка ресурсов приведет и к тому, что банки будут вынуждены более активно искать деньги внутри страны, а значит, усилится и борьба за клиентов.