В рамках форума ИННОСИБ-2024 Омский центр инноваций социальной сферы провёл традиционный пресс-тур, где познакомил журналистов с семьями, которые воплощают свои социальные бизнес-проекты в жизнь.
«Социальным бизнесом в основном занимаются люди, которые напрямую соприкасаются с проблемой, которую они хотят решить. Это не люди, которые заходят в бизнес, проанализировав рынок и выбрав сегмент, где меньше всего предпринимателей. Это бизнесмены, которые стартуют только тогда, когда они чётко понимают, какую социальную проблему они решают», — подчёркивает руководитель Омского ЦИСС Ирина Сербина.
В этом году на форуме организаторы уделят особое внимание семейным проектам. Откроется новая площадка — фестиваль «Верю в семью». На ней презентуют лучшие бизнес-проекты, созданные семьями из Омска и районов Омской области.
«У нас в регионе поддерживают предпринимателей в социальной сфере. Например, действует программа «Мой бизнес», есть финансовая поддержка на развитие социального бизнеса, есть единственная в России — ни в одном регионе больше такого нет — поддержка кластера социальных инноваций. По поддержке таких проектов Омская область занимает лидирующую позицию. Что касается важности семейного дела, то это точка роста для будущего поколения. Одна из причин, по которой люди не уезжают из региона или возвращаются в него, — семейный бизнес», — рассказала Ирина Сербина.
Три семьи, с которыми журналистов познакомили на рабочем месте предпринимателей, тоже будут представлены на площадке. Каждый из их проектов направлен на помощь людям.
Семейная кофейня и столярная мастерская
Первой остановкой стал дом Грабовецких в посёлке Черёмуховское. В этой семье оказалось сразу два проекта. Первым занимается глава семейства — у него своя столярная мастерская. Андрей Грабовецких получил медицинское образование, затем работал арбитражным управляющим. А потом решил превратить хобби в бизнес.
«Я давно открыл мастерскую, ещё работая арбитражным управляющим, это было хобби. А потом подумал — какие-то навыки у меня уже есть. Почему бы хобби не превратить в бизнес? Теперь работаю в мастерской вместе с Юрием Георгиевичем, двоюродным братом. Кроме него трудоустроим ещё одного человека, пенсионного возраста, и есть у нас работник с инвалидностью. Делаем торцевые и обычные разделочные доски, предметы кухонной посуды, декора. Планируем работать на заказ», — рассказывает Андрей.
У Андрея есть дочь, Мария Немцова, которая тоже решила создать свой бизнес-проект — кофейню AmCake. В управлении заведением участвует вся семья. Мария по специальности — юрист. В декрете начала делать торты на заказ, а потом хобби переросло в нечто большее.
«Вся наша семья приложила свою руку к созданию этих кофеен. Мы находимся в жилых микрорайонах. Цель наших заведений — создать уютное пространство для каждого. Мы готовим только из натуральных ингредиентов, без всяких растительных жиров и пальмовых масел. То есть то, что мы едим сами, и что не стыдно будет дать нашим детям. Начинали мы бизнес вместе с моей сестрой: она занималась управлением, а я — производством. Теперь мы немного поменялись ролями. Но в создании кофеен участие принимал и мой папа, который делал нам барную стойку. Помогала и мама — она нарисовала картины для наших кофеен. Проект сплотил нас. Мы про семейное тепло, про уют», — рассказала Мария Немцова.
Предпринимательница рассказывает, что основа меню — десерты по семейным рецептам. Например, торты «Наполеон» и «Муравейник», приготовленные по рецепту бабушки. Самый старый рецепт — кулич, который появляется в кофейне на Пасху.
Социальность обоих проектов в том, что они дают рабочие места, в том числе пенсионерам и людям с инвалидностью. Работники обеих категорий уже задействованы в проектах.
Современно, но самобытно
Ещё одним необычным проектом занимается семья Мякишевых в посёлке Набережном. У них своя швейная мастерская, где члены семьи создают наряды для повседневной носки в традиционном русском стиле.
«Сначала мы создавали наряды, основываясь на исторических образах: искали информацию в исторических книгах. Потом мы поняли, что современное поколение тоже хочет быть причастно к этой культуре. Но не каждый наденет наряд XVIII века и более раннего времени. Поэтому мы решили создать свою коллекцию «Дива». Это одежда, которая выглядит современно, но с ноткой традиции. Её можно носить в офис, на прогулку, в отпуск и так далее. Современно, но в то же время самобытно», — рассказывает Ирина Мякишева.
Сейчас семья предпринимателей работает на заказ и выставляет товары на маркетплейсах. В планах — открыть своё пространство, где люди смогут померить наряды и пофотографироваться в них. Ирина отмечает, что на вышивку может уходить довольно много времени — около четырёх дней. Украшения на одежде имеют смысл — это «обереги» от негатива или узоры, привлекающие удачу и процветание для семьи.
Мякишевы также уверены, что своим примером они помогают сохранять традиции страны, показывают образ любящей семьи. У Ирины и Тимофея трое детей, семья живет также с бабушкой и дедушкой. Для них важно поддерживать здоровый образ жизни — Мякишевы много времени уделяют спорту. Ирина вместе с младшей дочерью даже занялась фланкированием — отработкой боевых приёмов с деревянной шашкой. Вместе они благоустроили набережную у дома, посадили там около 300 деревьев. Теперь жители посёлка могут там отдыхать.
Полезный отдых
Юлия Пшеничникова тоже открыла свой социальный бизнес, в котором ей помогает семья. Это семейный центр образования и досуга «Верба». Место для этого предприниматель выбрала необычное — Юлия выкупила долгострой близ Ачаирского монастыря. Масштабное здание, похожее на замок, с большой придомовой территорией станет принимать на отдых семьи.
«Сначала смотрели в Ачаирском посёлке заброшенный детский садик под базу отдыха. Но он меня не впечатлил. Когда ехала назад, то заметила это прекрасное здание и на нём растяжку «продажа». Я подумала, что это знак. Пришлось потрудиться, чтобы поднять это место. Почему «Верба»? Для меня это связано с одной стороны с верой, с религией, а с другой — с вербальным общением.
Сейчас мы принимаем гостей в семейные лагеря, проводим обучающие программы для детей. Девушки приезжают сюда на йогу, оздоровительные процедуры. Социальная часть проекта в том, что мы трудоустраиваем многодетные семьи, пенсионеров и людей предпенсионного возраста. Я делаю этот проект в том числе для моих детей, потому что у меня тоже большая семья», — рассказала Юлия Пшеничникова.
База может стать новой точкой притяжения туристов. Рядом располагаются Ачаирский монастырь, термальные источники, другие достопримечательности. В будущем, отмечает предприниматель, здесь даже можно будет проводить мероприятия федерального масштаба и принимать столичных гостей. Юлия планирует развивать и расширять проект.