Омичи продолжают массово покупать японские машины. Даже санкции, введённые этой страной, существенно, но всё же не в полной мере повлияли на поставки автомобилей.
С 9 августа 2023 года из Японии в Россию запретили экспортировать машины с объёмом двигателя более 1,9 литра, а также электромобили, гибриды и грузовые автомобили. Как говорят представители фирм, занимающихся поставками машин из Японии, санкции «обрубили» примерно половину рынка. Теперь дорогие и «объёмные» авто стало ввозить проблематично.
Леворульный «Крузак»
Корреспондент портала Om1.ru поговорил с главным менеджером фирмы «Мотор-Омск» Василием Надточим, который сообщил, что сейчас осваиваются китайское и корейское направления. К примеру, в Китае выпускаются не только автомобили китайских марок, но и машины других мировых концернов, в частности японские — с левым рулем, не попадающие под санкции.
motor-omsk.ru
«Например, Land Cruiser в Японии сейчас не купишь. И похожего плана автомобили тоже. Поэтому такие модели заказывают из Китая, но в леворульном исполнении. Они там будут несколько дороже, чем были бы из Японии. Подобные машины с правым рулём теоретически можно ввозить в Россию из Японии через систему параллельного импорта и прочие, но мы таким не занимаемся», — говорит специалист.
Омичи быстро отладили взаимодействие с китайскими партнёрами, которым отправляются параметры автомобиля. Китайцы подбирают конкретную машину под человека, а затем происходит процесс покупки и доставка. Машину из Китая в Омск чаще всего везут через таможенный пункт в Уссурийске. Весь процесс доставки занимает до трёх месяцев. Значительную часть этого времени машина движется по территории Китая.
motor-omsk.ru
Машины с молотка
А японские автомобили с объёмом двигателя менее 1,9 литра продолжают покупать для омичей на аукционах, которые проводятся в этой стране. Аукционы называют уникальной системой, аналогов которой в мире, по сути, нет. Это не тот привычный россиянам авторынок, где можно поторговаться с продавцом. В Японии владельцы, которые хотят продать машину, должны выставить её на аукцион.
«У каждого аукциона есть специалисты, которые тщательно проверяют автомобиль на предмет неисправностей, истории эксплуатации и ставят общую оценку, а также оценки по салону и кузову, — продолжает Василий Надточий. — Если есть недочеты вплоть до малейших царапин, это отмечено в аукционном листе, на который можно ориентироваться. В Японии, к примеру, существует уголовная ответственность за скручивание пробега, поэтому обмана, как на вторичном рынке в России, можно не опасаться. Все примечания составляются на японском языке. У нас есть специалисты, которые переводят эти примечания. Исходя из опыта и информации в «аукционнике», мы делаем вывод, стоит участвовать в торгах на тот или иной автомобиль или лучше подождать более подходящие варианты. Важно, что каждую ставку мы согласовываем с нашим заказчиком».
Обычные российские автолюбители не могут получить доступ к аукциону, поэтому и пользуются услугами специализированных фирм, которые этим занимаются. Каждый аукцион проходит в автоматическом режиме. Кто поставил большую сумму, тот и выиграл. Но обычно специалисты не переплачивают за конкретную машину, ориентироваться в ценообразовании помогает аукционная статистика.
Аукционы в Японии проводятся с понедельника по пятницу, некоторые работают ещё и в субботу. Чем популярнее и распространённее модель, тем больше вариантов каждый день. Если повезёт, можно купить машину на следующий день после заключения договора с фирмой-поставщиком. Но бывают редкие модели или случаи, когда человек хочет купить машину определённого цвета, редкой комплектации. Тогда процесс покупки может занять больше времени.
Придётся подождать
Если результаты аукциона положительные для покупателя, сразу после этого начинается процесс приобретения, а потом и доставки машины. Но, как отмечает менеджер фирмы «Мотор-Омск», процесс этот небыстрый.
«Заказчик оплачивает аукционную стоимость машины в Японию через определённые банки. Автомобиль приобретается и в дальнейшем растаможивается непосредственно на заказчика. Как только деньги поступают в Японию, он начинает движение в нашу сторону. Его нужно доставить в порт, а затем подготовить к транспортировке. После отправки машина ещё несколько дней добирается по морю до Владивостока. Затем идёт растаможка, которая обычно занимает до десяти дней. Далее — формирование автовоза. Ну и, собственно, сам автовоз едет 10-12 дней до Омска. Получается, что машина добирается до Омска около двух месяцев. Также мы закладываем какое-то время на торги. Поэтому с момента заключения договора до получения машины проходит 2,5-3 месяца», — рассказывает Василий Надточий.
Предпочтения омичей по машинам в основном не меняются. Самыми ходовыми марками остаются Toyota и Honda, чуть менее популярны Mazda, Nissan и Mitsubishi. Самые распространённые модели — Honda Freed и Toyota Corolla Fielder.
Интересно, что японские машины у омских поставщиков заказывают и жители более западных городов. Много заказов из Тюмени. Есть клиенты из Челябинска, Екатеринбурга, Москвы, Краснодара, Санкт-Петербурга, Пензы. Объясняется это тем, что в европейской части России такого плана фирм, которые работают напрямую с Японией, нет.
Цены могут подскочить
Аукционная цена на японские машины зависит от курса иены по отношению к рублю. Он более-менее стабильный и был равен примерно 0,6 рубля за иену. Но сейчас иена немного подросла.
Существенно влияет на окончательную цену машины и курс евро, так как таможенная пошлина на автомобили из-за рубежа рассчитывается в европейской валюте по курсу ЦБ РФ и оплачивается в рублях. При подорожании евро приходится дополнительно раскошеливаться. А если иена реагирует на подорожание доллара и евро, то стоимость машины возрастает ещё сильнее. Впрочем, при заказе авто из Японии или Китая возможные колебания курсов, как правило, учитываются изначально.
Также с 1 октября будет повышен коммерческий утилизационный сбор. Это налог, который импортеры и производители должны уплачивать за каждое произведённое или ввезённое на территорию страны транспортное средство. Как говорят специалисты, нововведение в первую очередь отразится на стоимости автомобилей, которые оформляют на юридических лиц. Также повышение отразится на тех, кто намерен продать свою машину в течение года после покупки. На тех россиянах, которые покупают за границей машины для себя, то есть для личного пользования и не менее чем на год, это никак не скажется.
Но специалисты говорят о том, что в ближайшее время весь рынок может отреагировать на повышение утильсбора, и цены на машины подскочат. Поэтому, если уж решили покупать автомобиль, с покупкой лучше не тянуть.