Многие думают, что люди, связанные с похоронным бизнесом, очень чёрствые и холодные и им доставляет удовольствие зарабатывать деньги на горе других. Но этот миф может развеять житель Омской области Кирилл Назаров, который уже много лет успешно работает в сфере ритуальных услуг.
Бизнесмен вместе с сотрудниками его ритуальной службы «Завет» старается помочь людям, потерявшим близких. Также Кирилл вкладывает немалую часть заработанных денег в благотворительность, помогая тем, кому это нужно.
Назаров рассказал порталу Om1.ru о том, как основал ритуальную компанию и как помогает женщинам, которые остались с детьми фактически на улице.
Люди умирают и на отдыхе, и на севере
«До того, как пришёл в сферу ритуальных услуг, я много чем занимался: арендой оборудования, маршрутными перевозками, торговлей. Была небольшая сеть магазинов одежды. Был период, когда жил в деревне в Таврическом районе. Обращались люди, мы копали могилы. Было это ещё в моем далёком прошлом. Я являюсь верующим человеком и хожу в церковь. У нас много прихожан. Бывают малообеспеченные люди или находящиеся в трудной жизненной ситуации. Случается трагедия, и требуются похороны. Нужно было этот тыл прикрывать. Родилась такая идея организовать свою ритуальную службу. Мне это поручили. Я набрал коллектив, приобрёл спецтранспорт, начал работать», — вспоминает бизнесмен.
Но суровые омские похоронщики увидели в новой компании конкурента. Доходило чуть ли не до беспредела. В адрес Кирилла Назарова поступали угрозы, с ним пытались назначить какие-то встречи. Но со временем всё утихло. Новую ритуальную службу признали, некоторые компании на ритуальном рынке с ней успешно сотрудничают. Как говорит бизнесмен, он со своей командой хочет сделать рынок ритуальных услуг открытым, четным, конкурентоспособным.
«Мы вошли в определённую стабильность, — продолжает руководитель ритуальной службы. — С того момента, как мы начали работать, ни один человек не уволился. Мы все отучились в Новосибирском учебном центре похоронного сервиса, имеем специализированное образование. Мы учились на агентов, а я — на похоронного директора. Изучали такие предметы, как история похоронного сервиса, похоронные традиции разных народов, религиозные особенности, похороны по государственному, деловому и военному протоколу. Вникали довольно глубоко. Возможность обучения организовал ныне покойный основатель Новосибирского крематория Сергей Якушин, который объездил весь мир и навёл порядок в ритуальной отрасли России. Мы эту культуру внедряем в свою работу. Наши сотрудники всегда работают в белых рубашках и галстуках. Мы за это не берем дополнительную плату».
Сам Кирилл Назаров живёт в селе Сосновка Азовского района, но похороны он организовывает и в Омске, и в северных районах области. Бывали случаи, когда приходилось ездить в Тюмень, Новосибирск, Уфу или Казахстан, чтобы привезти или забрать оттуда тело умершего. Как отмечает бизнесмен, люди умирают и на отдыхе, и на севере. От этого никто не застрахован.
«Буквально ежедневно приходится сталкиваться с трагедиями людей, которым нужна помощь. Они в растерянности, входят в ступор. Я изучал такой предмет, как психология горя. У него есть определенные стадии. Помогаем людям преодолеть их, чтобы снять с них максимально стресс по организации похорон. Это непростая задача, потому что люди все разные», — рассказывает о своей работе ритуальщик.
Онлайн-похороны
Было несколько громких случаев, когда «Завет» занимался похоронами. К примеру, именно эта ритуальная служба хоронила одного из первых людей в Омске, умерших от коронавируса в 2020 году.
«Похороны проходили с сопровождением Роспотребнадзора, с полицейской машиной, хлоркой всё обсыпали, в противогазах работали», — вспоминает Назаров.
В разговоре с Кириллом впервые довелось услышать термин «онлайн-похороны». Так бизнесмен называет работу с заказчиками, которые находятся в других городах или даже в других странах. К примеру, поступают заказы из Казахстана или Германии, когда человек не может приехать на похороны родственника, но оплачивает их, а ритуальная служба потом присылает фото-, видеоотчёт о том, как всё прошло.
Проблемой для похоронщиков, как известно, стал новый регламент Комбината специальных услуг, когда родственники умершего сами должны приезжать в КСУ, чтобы оформить заявку на организацию захоронения.
«Новый регламент до сих пор работает, хотя суды идут. Всем очень неудобно. Каждого заказчика нужно возить в КСУ, чтобы он собственноручно писал заявление. По доверенности они не разрешают эти действия совершать. А заказчики бывают разные. Это и пожилые люди, в том числе лежачие, и инвалиды, и те, кто живёт в другом городе или даже в другой стране. В таких случаях людям предлагают кладбища, которые находятся не в городе», — говорит руководитель ритуальной компании.
Выпускницы детских домов и женщины с ВИЧ-инфекцией
Параллельно с основной работой Кирилл Назаров занимается общественной деятельностью. Он долгое время кормил бездомных на улицах Омска и до сих пор этим занимается. А больше четырех лет назад предприниматель вместе со своей супругой и односельчанами основал Автономную некоммерческую организацию «Возможность». Общественники оказывают продуктовую помощь многодетным семьям. Также они четыре раза в год раздают вещи, которые приносят неравнодушные омичи. Но главной задачей является помощь брошенным матерям-одиночкам, которые остались без крыши над головой и без средств к существованию.
«Мы предоставляем стационарное проживание женщинам с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, помогаем при необходимости восстановить документы и выплату детских пособий, а также получить медицинскую помощь. Наш основной профиль — это выпускницы детских домов. Бывают ВИЧ-инфицированные, причём не только женщины, но и дети», — рассказывает бизнесмен-благотворитель.
Общественники начинали помогать нуждающимся полностью на свои деньги. Но сейчас появилось много людей, которые хотят участвовать в благотворительности. Сотрудники организации «Возможность» обзванивают бизнесменов, предлагают поучаствовать в проектах. Люди подключаются. Но крупных компаний пока нет, в основном участвуют простые люди и средний бизнес.
Кирилл Назаров рассказывает, что недавно общественная организация помогла женщине, муж которой совершенно неожиданно оставил её без единственного жилья. Они жили на даче, а затем мужчина начал выпивать и буквально разгромил дом до такой степени, что он стал непригодным для проживания. Общественники собрали около 350 тыс. рублей и восстановили дачу. А с мужем женщина после этого развелась. Также к ним обратилась мать-одиночка. Сейчас собирают деньги на лечение её ребенка, у которого — раздвоение личности.
Фотография предоставлена Кириллом Назаровым
«Бизнес — это ресурс кому-то помогать»
Реабилитационная программа для женщин и их детей рассчитана на год. Всё это время они живут в доме, который предоставляют общественники. Сейчас он находится в Сосновке.
«Главной нашей проблемой является то, что центр находится в съёмном жилье, — говорит Назаров. — За 5 лет мы переезжали, наверное, 5 раз — с детьми, оборудованием, оргтехникой. Трудно найти дом для съёма, когда много детей и женщин. Под общественную работу не все соглашаются сдавать. Нужно также, чтобы дом соответствовал определённым нормам, чтобы там было комфортно нашим подопечным. Мы стараемся, чтобы у них было лучшее питание, лучшие игрушки для детей, покупаем медикаменты. Пребывание для семей, которые к нам обращаются, бесплатное. Социальные выплаты и пособия, которые получают мамы, они копят. Потом мы помогаем им снять квартиру по окончании программы. Мы сотрудничаем с Минтрудом. Через службу занятости женщины обучаются новым специальностям».
В этом году общественники за собственные деньги купили 14 соток земли в Сосновке под строительство приюта. Они будут рады, если кто-то поможет им. Сам основатель общественной организации уверен, что дом будет построен, и тогда в нём могут поселить больше семей. Нынешнее жилье рассчитано на приём четырёх семей, но желающих гораздо больше.
«Я этим занимаюсь, потому что у меня многодетная семья. У нас произошло чудо. Своих детей не было. Взяли ребёнка из детского дома, а потом родили трёх своих детей. Я считаю, что бизнес и деньги — это как ресурс, чтобы достигать каких-то целей, кому-то помочь. Нет задачи заработать и накупить себе каких-то дорогих вещей. Я заметил, что, когда мы направляем финансовые ресурсы на благотворительность, Бог дает нам средства, чтобы мы могли заработать и восполнить то, что мы жертвуем. Мне нравится так жить, хотя это тяжело, — признается предприниматель. — Ты испытываешь большие психологические нагрузки».
Кирилл Назаров не намерен останавливаться на достигнутом. Со следующего года его организация «Возможность» намерена начать работу по привлечению грантов. Пока этого нельзя делать, потому что «Возможность» проработала недостаточно количество времени. А когда появится собственное здание, можно замахнуться и на другую помощь от государства. Поэтому общественники намерены продолжать свою непростую работу.