Заместитель главы Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области Тамара Шмакова рассказала о том, какие ошибки в рекламе могут повлечь за собой штраф. При этом неважно, был ли рекламный контент размещён за деньги: бесплатная информация тоже может являться рекламой, которую нужно правильно подавать и маркировать.
Штраф можно получить за:
- использование в рекламе слов превосходной степени, если они не подтверждены фактами (лучший, самый, первый, лидер и т. д.);
- сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию кого-либо;
- некорректное сравнение рекламируемого товара с товаром конкурента;
- размещение рекламы под видом другого товара и если она схожа до степени смешения с рекламой другого продавца;
- некорректное упоминание скидок (например, если заявить «скидка на всё 50 %», а в магазине наряду со скидками в 50 % есть скидки 20 % или продаются товары вообще без скидок).
Помимо специфических рекламных ограничений, есть и абсолютные запреты:
- реклама не должна призывать к насилию, побуждать к совершению противоправных действий;
- нельзя рекламировать табачную продукцию, в том числе электронные сигареты, особенно с использованием образов людей, животных;
- нельзя использовать в рекламе сравнения с объектами культурного наследия;
- нельзя рекламировать услуги, которые компания не предоставляет. (застройщику запрещено рекламировать ипотеку, если кредитование осуществляет банк);
- не допускается реклама на ресурсах иностранных агентов.
- Отдельная категория дел, которые рассматривает региональное УФАС, связана с получением рекламы без согласия абонента: на электронную почту, спам в СМС, звонки из банков и прочее.
Чтобы привлечь к ответственности нерадивых рекламодателей в этом случае, можно обратиться в ведомство с заявлением, приложить скриншоты или запись телефонного разговора, чтобы специалисты могли проследить всю цепочку и установить рекламораспространителя. Штрафы за данные нарушения варьируются от 2 тысяч до полумиллиона рублей, в зависимости от того, кто совершил правонарушение (физическое, должностное или юридическое лицо).
Кроме того, с 2022 года появилось новое требование: теперь рекламу нужно особым образом маркировать. Специалисты регионального Роскомнадзора рекомендуют соблюдать 7 простых шагов, чтобы не попадать под санкции.
Чек-лист для личного контроля выглядит так:
- Получить доступ к личному кабинету в ЕРИР (Единый реестр интернет-рекламы).
- Определить для себя, является ли планируемая к размещению в интернете информация рекламой.
- Выбрать ОРД (оператора рекламных данных: их всего 7) и заключить с ним договор.
- Промаркировать рекламу (подразумевает присвоение ОРД идентификатора (токена) рекламы, размещение отметки «реклама» и информацию о рекламодателе).
- Получить идентификатор от ОРД.
- Разместить токен.
- В течение месяца после размещения рекламы передать отчёт через ОРД.
* — экстремистская организация, деятельность запрещена на территории РФ