Центробанк провёл внеочередное совещание, на котором резко повысил ключевую ставку на 350 базисных пунктов с 8,5% до 12%. Это решение было принято для снижения рисков, связанных с сохранением стабильности цен, отметили в пресс-службе Омского отделения Банка России.
Справка: ключевая ставка — это ставка, по которой Центробанк кредитует коммерческие банки и принимает от них депозиты. Чтобы не работать себе в убыток, банки выдают кредиты населению и бизнесу под ставку выше ключевой и размещают сбережения ниже нее. Обычно, когда ставка падает, то постепенно снижается и размер процентов по кредитам в коммерческих банках, но также меньше становятся проценты по депозитам. Когда она повышается, то происходит обратная ситуация, так как выдавать займы под меньший процент невыгодно и даже убыточно для банков. Чтобы банк получил прибыль, его ставки по кредитам должны быть выше ставки ЦБ.
Как отразится повышение ключевой ставки на омичах? Портал Om1.ru спросил у профессора экономического факультета ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, доктора социологических наук Олега Роя.
«Те, кто уже взял кредит, выплачивают проценту по заключенному ранее договору. У них ничего не меняется. А вот те, кто еще не взял, им придется брать с гораздо большим процентом отчислений, не менее 12% ключевой ставки. Паниковать не имеет смысла, такова реальность. В марте 2022 ключевая ставка была 20%», — отметил Олег Рой.
В первую очередь повышение обосновано усилением инфляционных рисков на фоне активации потребительского спроса и усилением канала переноса слабого курса рубля на внутренние цены, считает директор офиса рыночных исследований и стратегии Росбанка Евгений Кошелев.
«В пресс-релизе регулятор не сигнализировал готовность повышения ставки на последующих заседаниях, ограничившись тезисами о принятии решения на основе новых данных. Тем не менее, сегодняшнее решение можно охарактеризовать как компромиссное, так как регулятор не детализировал причин и не предложил прямых механизмов сдерживания ослабления курса рубля. В этой связи, усугубление дисбалансов валютного рынка может сохранить угрозу для инфляции и потребовать дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики», — подчеркнул Евгений Кошелев.