25 ноября полиция сообщила об очередном случае дистанционного мошенничества в Омске. К правоохранителям обратился 38-летний мужчина, который лишился 6 925 000 рублей. Часть из этих денег он предварительно взял в кредит.
Мужчина приехал из Нижнего Новгорода в Омск в командировку. Ему позвонила «сотрудница банка» и сообщила, что кто-то пытается украсть деньги с его счёта и оформить на него кредит. Следом мужчине позвонили «сотрудники службы безопасности» и «правоохранительных органов».
Номера телефонов совпадали с указанными на официальных сайтах, поэтому мужчина поверил мошенникам. Он сделал то, что они просили: перевёл 1 200 000 рублей на счета мошенников, взял кредит на 2 700 000 рублей и тоже отправил на указанный счёт. На этом он не остановился и взял ещё несколько кредитов в разных банках, чтобы снова перевести их на «безопасные» счета.
Раскрываемость
Следователи возбудили уголовное дело. Когда мужчине вернут его деньги, и вернут ли вообще, неизвестно.
«Раскрываемость так называемых дистанционных преступлений ниже, чем всех имущественных преступлений иных категорий», — рассказал врио начальника управления уголовного розыска Владимир Белов в ответ на запрос портала Om1.ru.
Это связано с тем, что мошенники используют сервисы по сокрытию номеров и банковские карты, оформленные на третьих лиц. Преступники, как правило, находятся в других регионах, что также усложняет их поимку.
Возраст жертв
Статистика полиции показывает, что возраст не влияет на риск быть обманутым. Этому одинаково подвержены как пенсионеры, так и молодые люди.
«Это связано с тем, что банковские карты открывают с молодого возраста, при этом финансовой грамотности должного внимания не уделяется», — отмечает Белов.
Кроме 38-летнего нижегородца, в ноябре в Омске жертвами мошенников стали 70-летний пенсионер, 30-летняя жительница Ленинского округа, 80-летняя жительница Центрального округа.
Как действуют мошенники?
Чтобы вызвать доверие, преступники при звонке используют многоканальную IP-телефонию и технологии подмены номера. В результате на дисплее телефона у жертвы отображается номер банка (8 (800) ***, 8 (495) ***, 8 (499) ***).
Во время разговора мошенник представляется сотрудником безопасности банка. Жертву он зовёт по имени и отчеству.
«Сотрудник банка» сообщает, что происходит подозрительная операция по списанию денежных средств. Для остановки транзакции якобы требуется, чтобы жертва назвала номер банковской карты, код безопасности с обратной стороны и пароли из SMS-сообщений.
Преступники пугают тем, что если немедленно не получат эти данные, то не смогут остановить переводы. В результате жертва думает, что потеряет все свои деньги.
Как определить, что общаешься с мошенником?
- Ни один сотрудник банка не будет спрашивать у вас реквизиты карты. Настоящие сотрудники и так имеют доступ к этой информации.
- Настоящий сотрудник банка никогда не будет спрашивать у вас код, который пришёл в сообщении. Он и без кода может заблокировать подозрительные переводы.
- Банк никогда не будет посылать клиентам сообщения. Номера, указанные на оборотной стороне карты, направлены только на входящие звонки.
Если вы сомневаетесь, что вам звонит сотрудник банка, прервите разговор и перезвоните на телефон горячей линии банка. Он указан на оборотной стороне карты.