В четверг, 19 декабря, в Омске прошла сессия программы развития профессиональных компетенций в области топливной безопасности и эксплуатации бензиновых и дизельных двигателей для профессионалов автомобильной отрасли — «Топливный класс». Курс подготовлен экспертами РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина (НИУ) и сети АЗС «Газпромнефть».
Программа впервые объединила и сделала доступной для широкого круга специалистов научную базу ведущего отраслевого вуза и практический опыт одного из крупнейших топливных ритейлеров России. В основе «Топливного класса» — трёхлетний анализ топливного рынка РФ и стран СНГ, статистических данных специализированных испытательных лабораторий и автосервисных центров, а также запросов потребителей в социальных сетях. В программе курса детально рассматривается взаимосвязь принципов работы современных двигателей и требований к параметрам моторного топлива, причины и последствия применения некачественных нефтепродуктов. В практической части эксперты «Топливного класса» на примере реальных кейсов дают обзор актуальных технологий контроля качества и методов диагностики отказов двигателей.
|
---|
В качестве слушателей программы были приглашены специалисты транспортных и логистических компаний, представители независимых сетей АЗС, сотрудники СТО и дилерских центров, журналисты. Круг интересующих автомобилистов вопросов в целом универсален и не зависит от региона или даже страны. Что выбрать — бензин или дизель? Как проверить качество топлива? Где лучше заправляться? Есть ли толк от топливных присадок? В этих и других темах разбирались и омские участники «Топливного класса».
|
---|
Спикером программы выступил ее научный руководитель — известный эксперт по топливу, кандидат технических наук, доцент РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина (НИУ) Леонид Багдасаров
Леонид Багдасаров окончил с отличием Ташкентский автодорожный институт по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». Кандидат технических наук, доцент кафедры химии и технологии смазочных материалов и химмотологии РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина (НИУ). Автор ряда научных работ и публикаций. Область интересов: химмотология, смазочные материалы. Читает лекции по направлениям: «Нефтяное товароведение», «Системы смазки машин и механизмов», «Основы химмотологии» и «Химия смазочных материалов».
По словам Багдасарова, РГУ нефти и газа совместно с экспертами крупнейших топливных компаний собирает статистику об основных причинах отказа двигателей. Данные позволяют говорить о том, что основная причина неполадок — контрафактное топливо.
— По различным оценкам, в стране ежегодно реализуется до 10 миллионов тонн некачественного дизельного топлива и до 3 миллионов тонн такого же бензина. Рано или поздно это топливо вызовет отказ двигателя и создаст серьезные проблемы для автовладельца, — отметил он. — Чаще всего контрафакт продают на небольших частных АЗС. Владельцам таких автозаправок выгоднее приобретать некондицию — ее можно дешево купить и продать по цене на один-два рубля ниже, чем на автозаправочных станциях крупных брендов.
|
---|
В ходе мероприятия Леонид Багдасаров рассказал о причинах отказов двигателей из-за применения некачественного бензина. Выяснилось, что в 39% случаев поломка двигателя происходит вследствие закоксовывания поршневых колец. Происходит это из-за повышенного содержания фактических смол и завышенной плотности бензина — как следствие увеличенного содержания ароматических углеводородов. В 17% случаев происходит зависание впускных клапанов, в 12% — вывод из строя свечей зажигания зольными отложениями.
|
---|
Отказы двигателей, работающих на дизельном топливе, распределились следующим образом: в 37% — падение мощности двигателя, увеличение дымности выхлопа, закоксовывание поршневых колец; в 23% — двигатель начинал глохнуть при низких температурах из-за отсутствия подачи топлива, в 14% — двигатель не запускался при низких температурах.
|
---|
По мнению эксперта, безопасно заправиться можно только на автозаправочных станциях зарекомендовавших себя крупных компаний. Такие производители готовы нести расходы на производство качественного топлива, строгий контроль в процессе транспортировки и реализации и не собираются рисковать репутацией.
— Все крупнейшие нефтяные компании уровня «Газпром нефти» в России реализуют на своих автозаправочных комплексах топливо класса не ниже Евро-5. Они могут позволить себе высокотехнологичную систему контроля качества по всей цепочке поставки от завода до АЗС. Тут и собственные мобильные лаборатории, и бензовозы со множеством датчиков, системами геопозиционирования и видеонаблюдения, а также сложные контрольные комплексы на нефтебазах и АЗС.
|
---|
Самостоятельно убедиться в качестве топлива может каждый автомобилист. Для этого перед заправкой стоит ознакомиться с паспортом качества. Документ выдается на каждую партию бензина или дизеля, поступающую на АЗС, и хранится в открытом доступе до полной реализации поставки. В нем указана информация о составе топлива, производителе, а также даты изготовления и отгрузки. Каждая партия топлива в среднем реализуется за 1–3 дня.
|
---|
Поэтому если паспорт качества старше недели, то это, вероятно, подделка или несоответствующий товару документ. А его отсутствие на АЗС — нарушение законодательства и повод задуматься над тем, что здесь реализуют под видом топлива.