Сегодня, 24 июля, в Центральном районном суде города Омска начались слушания по делу сразу четырех чиновников. На скамье подсудимых оказались бывший вице-губернатор Станислав Гребенщиков, действующий вице-мэр Омска Богдан Масан, который ранее занимал пост главы регионального Минстроя, его бывший заместитель Евгений Скрудзин и бывшая замдиректора КУ «Омскоблстройзаказчик» Ольга Хорзева.
Их обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями при реконструкции здания страхового товарищества «Саламандра», в котором должен был разместиться музей «Эрмитаж-Сибирь». Работы планировалось завершить к концу 2016 года.
По версии следствия, 28 августа 2015 года казенное учреждение «Омскоблстройзаказчик» заключило соглашение с компанией «СтройИнвестКомплект» на реконструкцию здания. К концу года стало ясно, что подрядчик выполняет свои обязательства не в полном объеме, а именно, срывает сроки. Более того, компания вступила в стадию банкротства.
В связи с этим 28 декабря 2015 года Станислав Гребенщиков провел в своем кабинете совещание, куда пригласил главу Минстроя Багдана Масана и его заместителя Евгения Скрудзина. В результате было принято решение перевести на счет обанкротившегося подрядчика еще 14,9 миллиона рублей, дабы хоть как-то освоить федеральную субсидию.
Государственный обвинитель Антон Рябуха, зачитывая обвинение, отметил, что Гребенщиков осознал вероятность срыва сроков и понимал, как это может отразиться на его репутации. Кроме того, если бы правительство не освоило федеральные деньги, выделенные на реконструкцию, до 31 декабря 2015 года, области пришлось бы заплатить штраф.
Однако сделать это без подписи директора КУ «Омскоблстройзаказчик» они не могли, поэтому под страхом увольнения потребовали у тогдашнего руководителя учреждения Вадима Здоренко перевести деньги на счет компании «СтройИнвестКомплект». Здоренко наотрез отказался подписывать документы, равно как и писать заявление об уходе по собственному желанию. Тогда его уволили принудительно.
После этого должность предложили заму Здоренко, но тот тоже категорически отказался от такой перспективы и уволился по собственному желанию.
Тогда исполняющим обязанности была назначена Ольга Хорзева, которая и стала фактическим исполнителем преступного умысла Гребенщекова.
— В результате преступных действий всех четырех подсудимых бюджету Омской области был причинен ущерб в размере почти 15 миллионов рублей. Вина чиновников заключается в том, что фирма-подрядчик находилась в стадии банкротства, и денежные средства ей перечислять нельзя было ни при каких условиях. Но тем не менее указанные чиновники приняли решение перечислить денежные средства, дабы выставить себя в лучшем свете перед своими непосредственными руководителями и освоить бюджетные средства.
Все четверо чиновников свою вину не признали. При этом Масан, Скрудзин и Хорзева на вопрос судьи ответили лаконичным «нет», а вот Гребенщиков решил пояснить свою позицию:
— Я не признаю свою вину. Служебным положением я не злоупотреблял. У меня не было заинтересованностей ни карьерных, ни личных, ни каких-то иных. Я просто выполнял свою работу, как я ее понимал, — заявил бывший вице-губернатор в зале суда.
Добавим, максимальный срок, который грозит Гребенщикову и Масану, составляет 7 лет лишения свободы, Скрудзину и Хорзевой — 4 года. В следующем заседании суд перейдет к рассмотрению доказательств.