Сегодня мэрия устроила рейд по сносу незаконных рекламных конструкций. Под удар попал баннер дерзкого автоломбарда, который владельцы додумались повесить на трубопроводе прямо над проезжей частью на Окружной дороге. Делать это категорически запрещено по всем стандартам — кроме прочего, это небезопасно с точки зрения дорожного движения. Но рекламодателей это не остановило. Убирать его пришлось с помощью спецтехники.
Пока рабочие на «вышке» открепляли баннер от теплотрассы, сотрудники мэрии рассказали журналистам, как в Омске в целом обстоят дела с рынком нелегальной рекламы. Ее, как утверждают, «зачистили» почти полностью. В этом году по муниципальному контракту должны уничтожить 234 конструкции, 56 (включая сегодняшнюю) уже убрали, осталось 178.
Расходы мэрии приходится брать на себя. Демонтаж одного крупного объекта стоит порядка 4 тысяч рублей, рекламы помельче — 2,5 тысячи. Владельцев штрафуют довольно редко — не удается их найти. Хотя, казалось бы, достаточно позвонить по указанному номеру, но оказалось, не все так просто.
Елена Карпова, начальник управления рекламы департамента имущественных отношений:
— Доказать, что указанный рекламодатель является владельцем, часто невозможно. Информация на рекламе не всегда говорит о том, что ее разместил именно он. Вроде бы понятно, что раз размещен такой баннер, указаны контакты, то и принадлежит он этому лицу. Но часто, в том числе в судах, владельцы заявляют, что это не их объекты. Есть случаи, когда предприниматели настаивают, что их так подставили конкуренты.
Иногда принадлежность баннера удается установить полиции, но в основном в мэрии ждут, что владельцы сами заявят о себе. Время от времени так и случается. Некоторым рекламодателям выгоднее заплатить штрафы, чтобы вернуть себе дорогостоящую конструкцию, на печать которой потратили немалые деньги. В этом случае им выставляется счет: компенсация за демонтаж и сумма неосновательного обогащения за весь период размещения.
По словам Карповой, добровольно после обращений убирают до 30% рекламы.
Часто рекламу приходится демонтировать по ночам, потому что для этого нужно перекрывать участки дорог. Например, в предыдущие две ночи уничтожили 22 конструкции возле остановок на центральных магистралях: возле Цирка, Транспортной академии, СибАДИ, «Кристалла» и др.
Елена Карпова:
— Там были несложные мелкоформатные конструкции. Сложность была в том, что они размещались на центральных магистралях в зоне остановок. Чтобы это сделать днем, нам пришлось бы оцепить целый остановочный комплекс. Чем крупнее формат, тем сложнее с ним работать. Во-первых, должна быть соответствующая спецтехника, во-вторых, требования по БДД. Большое значение имеют ЛЭП. Если щит стоит рядом с ними, целый перекресток приходится перекрывать после полуночи.
Чиновница утверждает, что в городе зафиксирована абсолютно вся незаконная реклама, и за последние годы от нее почти ничего не осталось. Но речь идет о так называемых профильных конструкциях — одиночно стоящих щитах, сити-форматах, суперсайтах. Есть еще непрофильная — различные вывески на зданиях. С ней планомерно бороться начнут в следующем году.
Елена Карпова:
— За последние два года администрации удалось практически полностью вычистить рынок нелегальной рекламы. Из профильных конструкций, которыми пользуются почти все рекламные компании, у нас осталось 43 штуки. Из них 21 мы уберем до конца года. В масштабах города это очень низкий процент.
В целом рекламный рынок в Омске после введения единой схемы размещения сократился в три раза. Однако бюджет, как уверяют, от этого только выиграл.
Елена Карпова:
— Три года назад было около 7 тысяч конструкций, из них разрешения были только порядка у 4 тысяч. То есть около 3 тысяч размещались незаконно. Бюджет недополучал около 40%. Сейчас рынок рекламы удалось сократить почти в 3 раза. Весь объем теперь не превышает 2 тысяч конструкций. Схема предусматривает 1878 конструкций, чуть больше 1200 отторговано. И 43 штуки осталось незаконных конструкций.
Вообще, мэрия крайне довольна новой схемой. Там считают, что рынок стал чище и конкурентнее, не считая того, что город избавился от тонны хаотичной рекламы, часто не приносившей никаких доходов. Сейчас рекламодатели делают ставку на более технологичные форматы — например, видеоэкраны, которых в городе становится все больше.
Ущерба для рынка чиновники тоже не видят. По их словам, активность рекламодателей не снизилась, структура рынка также заметно не изменилась. В мэрии надеялись, что после утверждения схемы в город придут иногородние бизнесмены, однако этого не произошло. Появился лишь один новый крупный игрок, тоже местный. Также проблемы наметились у омской компании «Компаньон», принадлежащей сыну известного издателя Егору Сусликову. Напомним, в ней недавно прошли обыски по делу об уклонении от уплаты налогов.
По словам Карповой, «Компаньон» с недавних пор стал крупнейшим должником. Из общей задолженности в 4 млн рублей на его долю приходится 2 млн. В целом неплательщиков по рекламе в Омске меньше 1% — и это за все периоды, включая споры с обанкротившимися компаниями.
Фото: Екатерина Чаплинская