В Омске продолжают расти цены на бензин, омичи выходят на митинги, а тем временем цены на нефть демонстрируют мощное ралли. Так, в середине мая они подскочили выше $80 за баррель марки Brent, а на этой неделе скорректировались до $75. При этом в 2018 году цены могут вырасти и до $100 за баррель.
По экспертному мнению директора Управления рынков и акций «Альфа-Банка» Бориса Красноженова, сейчас видно 4 основных фактора, оказавших негативное влияние на рост цен на нефть:
1. Ожидания относительно возможного возвращения рынка нефти к профицит значительно подогрели комментарии представителей России и Саудовской Аравии о возможном росте добычи в ближайшем будущем и пересмотре текущих договоренностей между членами OPEC и их союзниками.
2. На рынке появились слухи о долгосрочных контрактах по поставкам нефти из США в Китай, которые обсуждаются сторонами в рамках попыток США сократить торговый дефицит с Китаем. Экспорт нефти из США имеет серьезные инфраструктурные ограничения. Если предположить, что они разрешимы в среднесрочной перспективе, то для нефтяного рынка ситуация выглядит неблагоприятно. Появление на рынке нового игрока в лице США, способного обеспечить своими поставками растущий спрос на нефть в Китае, легко может привести рынок в состояние возможного профицита.
3. В то же время следует помнить, что Китай запустил торговлю нефтяными фьючерсами, деноминированными в юанях 26 марта. Данный инструмент доступен для иностранных инвесторов. За два месяца объемы торгов по нему выросли более чем в 4 раза. Нефтяные фьючерсы на Шанхайской бирже уже составляют около 20% от общего мирового объема торгового деривативами на нефть. Таким образом, курс юаня начинает оказывать существенное влияние на цены на нефть. Юань продемонстрировал значительное ослабление во втором квартале с уровня 6,26 до 6,43 по отношению к доллару США. Слабый юань означает более низкую цену на нефть в долларах США, что выгодно для Китая как крупнейшего импортера нефти.
4. Опасения по поводу ситуации в Италии и других стран еврозоны, таких как Испания и Португалия, наряду с продолжающимся ростом индикаторов риска и падением долговых инструментов, привело к переориентации инвесторов на доллар США. Негативное влияние на сырьевые рынки, включая нефть, оказывает укрепление доллара.
Как полагает Борис Красноженов, среди основных факторов, которые в ближайшее время будут определять динамику цен на нефть, можно отметить результаты переговоров между США и Китаем по вопросам торговых отношений. Уже 2–4 июня официальная делегация США намерена посетить Китай. Ситуация в Италии остается критическим фактором — ряд индикаторов риска уже сопоставим с уровнями, видимыми в последний раз перед референдумом по Brexit.
Борис Красноженов:
— Фундаментально мы считаем, то потенциал дальнейшего снижения цен на нефть ограничен, так как увеличение производства OPEC и Россией в объеме 1–1,5 млн баррелей в сутки вполне может быть поглощено рынком с учетом падения производства в ряде стран. Переговоры между Китаем и США могут носить долгосрочный характер, в то время как США понадобится значительное время для строительства инфраструктуры для экспорта нефти.