В прошедший вторник в Заксобрании Омской области прошли публичные слушания по исполнению бюджета, где министр финансов Омской области Вадим Чеченко рассказал, куда омские власти потратили 75,5 миллиардов.
Омская область стала немного богаче
В 2016 году произошло восстановление доходов областной казны, которые достигли докризисных показателей. Омские предприятия заплатили 148 млрд рублей налогов, из них 54,7 млрд рублей осталось в региональном бюджете.
Налоговые и неналоговые доходы бюджета Омской области в 2016 году возросли на 18%. Самый большой рост — в 1,5 раза или на 4,5 млрд рублей — показал налог на прибыль организаций.
Вадим Чеченко, министр финансов Омской области:
— Это обусловлено рядом причин. Как и предполагалось, крупнейшие налогоплательщики региона в прошлом году улучшили свои экономические показатели. Хорошо сработала налоговая служба. Ощутимый бюджетный эффект принесла работа правительства Омской области по развитию бизнеса. В результате только два налогоплательщика: омское отделение Сбербанка и завод «Полиом» обеспечили более 3,6 млрд рублей дополнительных поступлений.
Отметим, что доходы областной казны складываются не только из налогов, неналоговых доходов (например, доходов за аренду областного имущества), но и из трансфертов из федерального бюджета — так называемых безвозмездных поступлений. И если налоговые поступления в 2016 году выросли, то общий объем федеральных трансфертов сократился на 13,3%. Сокращение произошло из-за уменьшения финансирования ряда федеральных программ. Всего в прошлом году Омская область приняла участие в 41 федеральной программе и получила от федерации более 15 млрд рублей.
Тратим бюджет не только на «проедание»
Рост доходов областного бюджета позволил увеличить бюджетные расходы до 75,5 млрд рублей. Расходы на социально-культурную сферу по-прежнему остались у власти в приоритете. На эти цели было направлено 50,7 млрд рублей или 67,1% всех расходов бюджета. В число социально-культурных расходов вошла зарплата бюджетникам (24,7 млрд рублей), социальные выплаты разным категориям населения (12 млрд рублей), страховые взносы в фонд обязательного медицинского страхования (9 млрд рублей), все расходы отраслей образования, здравоохранения, социального обеспечения, бюджетные траты на спорт, молодежную политику и культуру.
Для сравнения в 2015 году на социально-культурные расходы было направлено 71,2% всех расходов бюджета. Но это не означает, что правительство Омской области срезало финансирование «социалки». В общем объеме социальные расходы за год даже выросли, другое дело, что у бюджета появились дополнительные средства, чтобы нарастить другой вид расходов — экономические. В полтора раза выросли бюджетные траты на инфраструктурные проекты, сельское хозяйство, переселение граждан из аварийного жилья, на различные стройки (не забудем, что 2016 год был годом 300-летия Омска и строительство большинства юбилейных объектов шло из областного бюджета).
Увеличение расходов по этим статьям, возможно, и не было заметно рядовому жителю. Зато точно все омичи заметили улучшение качества омских дорог. Провести широкомасштабный ремонт дорог удалось за счет беспрецедентного роста дорожного фонда до 7,2 млрд рублей.
Бремя долга ослабло
Омская область, как почти все регионы России, имеет государственный долг. На конец 2016 года он достиг 44,3 млрд рублей. Госдолг региона формировался последние 10 лет путем сложения дефицитов бюджета. Так повелось, что Омская область последние десять лет живет не по средствам — каждый год объем бюджетных расходов, который необходимо обеспечить деньгами, превышает объем доходов бюджета. Приходится формировать дефицит и занимать эту сумму у банков или у федерального Минфина.
Чтобы ослабить бремя долга, министерство финансов Омской области весь год проводило комплекс мероприятий по обслуживанию госдолга. Во-первых, Омская область добилась в Минфине России для себя 13 млрд рублей бюджетных кредитов. Федерация выдала региону кредиты под 0,1% годовых, и регион смог заместить этими деньгами дорогие коммерческие кредиты под 13,5–14%. Во-вторых, с банками-кредиторами были заключены дополнительные соглашения о снижении кредитных ставок до 10,5–10% годовых. В-третьих, в работу правительства были введены новые финансовые технологии, позволившие исключить «пролеживание» средств на счетах бюджета. Все эти мероприятия в комплексе позволили сэкономить на обслуживании госдолга 1,6 млрд рублей. И, несмотря на то, что за 2016 год госдолг Омской области вырос, сумма процентов, которые регион ежегодно платит банкам, даже немного уменьшилась.
Вадим Чеченко, министр финансов Омской области:
— Исполнение бюджета шло в условиях борьбы с негативными последствиями 2015 года. Кризис мобилизовал органы власти на работу по стабилизации финансов. За год мы добились положительных изменений в сфере долговой политики, запустили новый этап модернизации бюджетных технологий, стали более рачительно относиться к бюджетным расходам. В итоге прошедший год стал годом бюджетной стабилизации. Вместе с тем, говорить о полном оздоровлении региональных финансов преждевременно. Система не обладает нужным запасом прочности. Любые неэффективные решения или кризисные явления могут дестабилизировать бюджет и обнулить все достигнутые результаты. Именно поэтому нам следует придерживаться выбранного курса.
Дмитрий Шишкин, председатель комитета по экономической политике и инвестициям Законодательного Собрания Омской области:
— Минувший бюджетный год — переломный для финансовой политики Омской области. Прошедший год ознаменовался наличием финансовой стратегии, плана по оздоровлению финансов, который размеренно, а иногда и жестко, воплощался в жизнь. При принятии бюджета прошлого года ситуация прогнозировалась драматическая. Мы вошли в 2016 год с большой кредиторской задолженностью — 2,7 млрд рублей, дефицит прогнозировался на уровне 9,5%, существовали переплаты налогоплательщиков, которые необходимо было вернуть. Благодаря взвешенной финансовой политике удалось эти пики пройти. Безусловно, это победа омского минфина над весьма деструктивными процессами. И я думаю, что ни один из бюджетников Омской области не заметил этих деструктивных моментов — все социальные обязательства были выполнены в полном объеме.
Валентина Черная, председатель Контрольно-счетной палаты Омской области:
— В процессе исполнения областного бюджета соблюдены все ограничения, установленные бюджетным законодательством в отношении дефицита бюджета, объемов государственного долга и расходов на его обслуживание и объема заимствований. Несмотря на то, что состояние государственного долга Омской области характеризуется значительным объемом накопленных обязательств, его уровень по отношению к объему налоговых и неналоговых доходов снизился в течение 2016 года с 85 до 80%, что говорит о повышении долговой устойчивости. Внешняя проверка подтвердила достоверность годового отчета и показала, что уровень бюджетной дисциплины органов власти на отчетной стадии бюджетного процесса повышается, а нарушения носят единичный характер.