om1.ru
Битум ни при чем. Эксперты выяснили, из-за чего в Омске «зашелушился» асфальт Попытки городских чиновников сделать причиной дорожных проблем «экспериментальный битум» не увенчались успехом. Анализ образцов асфальтобетонного покрытия в двух независимых друг от друга лабораториях показал: с битумом все в порядке, но вот технология укладки и качество щебня, использованного подрядчиком, вызывают вопросы.

Битум ни при чем. Эксперты выяснили, из-за чего в Омске «зашелушился» асфальт

Попытки городских чиновников сделать причиной дорожных проблем «экспериментальный битум» не увенчались успехом. Анализ образцов асфальтобетонного покрытия в двух независимых друг от друга лабораториях показал: с битумом все в порядке, но вот технология укладки и качество щебня, использованного подрядчиком, вызывают вопросы.
Битум ни при чем. Эксперты выяснили, [из-за чего в Омске «зашелушился» асфальт]
28 апреля 2017, 20:13

Напомним предысторию: с началом весны выяснилось, что не все отремонтированные в прошлом году дороги успешно перезимовали. На ряде участков по проспекту Мира, Космическому проспекту и улице 70 лет Октября неожиданно обнаружились побочные эффекты в виде шелушения асфальта. Вопрос о качестве ремонта и ответственности подрядчика подняли в омском Горсовете, и местные власти списали эти дефекты на некий «экспериментальный битум», который поставлял компании «СтройСервис» омский производитель: якобы материал оказался недостаточно стойким для сибирской зимы.

 

На этой версии настаивал вице-мэр Серей Фролов, однако она сразу вызвала немало вопросов, в том числе у депутатов, предположивших, что дело не в битуме – ведь его закупали и другие подрядчики, – а в качестве работ и технологии укладки. В свою очередь, в компании «Газпромнефть – Битумные материалы» заявили, что вообще не производили в 2016 году никакого «экспериментального битума». Чтобы разобраться в ситуации, специалисты компании совместно с представителями органов строительного контроля 13 апреля провели рейд по проблемным участкам, в ходе которого отобрали образцы асфальтобетона с дорожного покрытия – керны. В тот же день их направили на исследование в две лаборатории. Одна партия отправилась в научный центр компании, расположенный в Рязани, вторая – в независимую лабораторию в Москве.

Как и было обещано, через две недели (такой срок связан со сложностями транспортировки порядка 200 кг кернов и необходимостью тщательного лабораторного анализа) компания предоставила всем заинтересованным сторонам результаты обеих экспертиз. Они оказались аналогичными и в целом предсказуемыми: дороги в Омске разрушались не из-за битума, который соответствует ГОСТам, а вследствие нарушений технологии укладки, использования некачественного щебня и снижения содержания битума в асфальтобетонной смеси.

Анализ опытных образцов показал, что в асфальтобетоне присутствовали посторонние примеси: 0,14%–0,38% асбестового волокна. Это привело к тому, что снизились адгезионные качества дорожного покрытия, то есть твердые материалы хуже сцеплялись с вяжущим веществом. Эксперты также установили нарушение рецептуры асфальтобетонной смеси: в ней содержалось 4,2% вяжущих при норме в 5,1%. Кроме того, оказалось, что подрядчик не соблюдал технологические режимы укладки и уплотнения верхнего слоя дорожного полотна.

 
 
В нашу лабораторию были доставлены асфальтобетонные керны и вырубки из дорожного покрытия для проведения независимого исследования. Результаты испытаний этих образцов наглядно демонстрируют, что уложенный асфальтобетон не имеет стабильности по технологическим показателям (коэффициент уплотнения и водонасыщение), что может говорить о возможном нарушении технологии укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси, а полученные фактические физико-механические показатели в ряде случаев имеют отклонения от нормативных требований ГОСТа, предъявленных к асфальтобетонной смеси. Совокупность этих фактов могла стать одной из возможных причин разрушения дорожного покрытия.
Денис Оверин, генеральный директор «Инновационного технического центра»

Любопытно, что данные анализа из обеих лабораторий полностью совпали. То есть изначальные предположения специалистов, что разговоры об «экспериментальном битуме» – всего лишь попытка подрядчика снять с себя ответственность за некачественные работы, оказались верными.

Отметим, теперь «СтройСервис» обязан выполнить гарантийный ремонт дорог, и, как сообщал портал Om1.ru, работы уже начались. Компания на всех трех участках по проспекту Мира, Космическому проспекту и улице 70 лет Октября исправляет выявленные дефекты за свой счет.

 

 

Тем не менее дорожная тема остается для региона более чем актуальной. Это подтвердилось и в ходе недавнего визита в Омск премьер-министра России Дмитрия Медведева. «Нам не нужны отремонтированные дороги на месяц, – прямо заявил он. – …Важно не деньги освоить, а качественно выполнить работы по восстановлению и строительству дорог».

Станет ли это правилом в Омской области? Возможно, но только в том случае, если сами работы и расходование бюджетных средств будут взяты под жесткий контроль. 

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter