Уровень развития современной инфраструктуры позволяет жителям российских городов не заботиться о том, как найти тот или иной товар. На полках магазинов уже есть сыр с местных ферм, норвежская рыба или кокосовое молоко от производителей из Таиланда. Большая часть этих продуктов продается именно в сетевых магазинах, таких как «Пятерочка», «Лента», «Магнит» и т.д., обеспечивающих поступление тысяч наименований на полки напрямую от производителя.
По данным Всероссийского опроса ВЦИОМ за 2016 год 65% респондентов предпочитают покупать большую часть продуктов в магазинах, принадлежащих сети супермаркетов, так как там хорошо развита скидочная система и регулярно проводятся акции по снижению цен на товары в том или ином сегменте. Специалисты отмечают, что цена минимального набора продуктов - потребительской корзины, закупленной у ритейлеров, может быть дешевле, чем установленная государством. Что подтверждают и данные опроса - 71% россиян считают основным ресурсом экономии семейного бюджета при покупке продуктов первой необходимости через сетевые магазины. В итоге спрос на услуги ритейла ежегодно растет - за последние семь лет доля рынка, занятого розничными продавцами, увеличилась почти на 10%.
Полина Киселева, исполнительный директор АКОРТ:
- Если у покупателя есть потребность в магазине, приходит современный ритейл. Каждый день открывается по 10 продуктовых магазинов, но по-прежнему их не хватает. У нас существует определенный дефицит торговых площадей для обеспечения россиян продуктами. Россия находится сейчас в блоке развивающихся стран и есть значительное поле для развития.
Структура рынка
Сегодня крупнейшие федеральные и региональные сети обеспечивают продовольствием большую половину жителей страны - совокупная доля рынка составляет более 53%. По данным «Ассоциации компаний розничной торговли» (АКОРТ) более 31 тысячи магазинов обеспечивают продовольствием 120 распределительных центров и более 10 тысяч автомобилей. При этом региональное развитие сетей неравномерно - исторически сложилось, что наибольшая концентрация магазинов наблюдается в столицах России - Москве и Санкт-Петербурге, а наименьшее покрытие на востоке страны, что обусловлено слабо развитой инфраструктурой и плотностью населения.
Ритейл как крупнейшая отрасль несырьевого сектора экономики (X5 Retail Group) |
Несмотря на высокий уровень автоматизации процессов в сетевых магазинах, на каждой точке задействованы десятки людей. Всего по сведениям АКОРТ в российском ритейле заняты более 700 тысяч человек. Из них 270 тысяч трудятся в магазинах сети «Магнит» и 198 тысяч в составе «X5 Retail Group» («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»). Участники форума заявляют, что розничные сети - один из крупнейших работодателей в стране, выполняющий финансовые обязательства перед государством и обеспечивающий доход 500 тысячам женщин. При этом средняя заработная плата в сфере ритейла составляет 33 тысячи рублей.
Ценообразование
Низкая цена на продуктовую корзину обеспечивается за счет снижения стоимости базовых товаров, необходимых каждому человеку. Зачастую ритейлер выставляет убыточную сумму, чтобы обеспечить поток покупателей, которые приобретают и другие товары помимо базовых. Цена на полке розничного магазина складывается из следующих показателей: стоимость товара - расходы на сырье и наценка производителя (70%), логистика (6%), аренда площадей (3%), расходы магазина - коммунальные услуги, оборудование, затраты на персонал (16%), налоговые отчисления (3%) и чистая прибыль (2%).
О том, как работает российский ритейл, наглядно рассказано в небольшом видеоролике, подготовленном X5RetailGroup.
Права потребителей
Система взаимодействия с потребителем выстроена так, что каждый, кто столкнулся с нарушением своих прав, имеет возможность отстаивать свою позицию как в судебных органах, так и с помощью государства.
Андрияшина Наталья, начальник правового управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
- Сегодня мы ориентируем потребителей на самостоятельную защиту своих прав. Это могут быть обращения в наше ведомство, но только на условиях авторизации (можем рассматривать только не анонимные обращения граждан). С 2010 года число заявлений выросло на 10-15%.
В Омской области потребители могут обращаться за помощью в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, которое расположено по адресу ул. 10 лет Октября, 98. Консультации по телефону: 8 (381) 232-60-26.