Перед депутатами выступил заместитель директора департамента транспорта мэрии Омска Игорь Кожухов. Он напомнил, что сейчас в Омске существует 210 маршрутов регулярных перевозок, на которых работает общественный транспорт — частный и муниципальный. По 117 маршрутам запланированы перевозки по нерегулируемым тарифам, по остальным — по регулируемым. В перспективе планируется сократить число маршрутов без регулирования. Официально на дороги выходят 3509 транспортных единиц, из них больше 2000 «Газелей». Уже в апреле должно остаться 1800 частных и 700 муниципальных транспортных средств.
Игорь Кожухов, заместитель директора департамента транспорта мэрии Омска:
— Сейчас 5000 транспортных средств имеется в наличии, перевозчики периодически используют их на линии, по факту ежедневно около 3800 машин на линии находятся. Мы планируем сохранить 2500 единиц. Останется транспорт большей вместимости («Газели» с вместимостью по 15 человек сменятся на транспортные средства, в которых до 80 человек могут поехать). Да, немного интервал увеличится, но пропускная способность в городе увеличится
В полную силу закон вступит с 15 июля 2016 года, и тогда можно будет накладывать штрафы от 5 до 200 тыс. руб. на водителей, которые ездят без маршрутной карты. Сейчас порядка 1500 «Газелей» работают в Омске нелегально. А проверяют их всего шесть человек. Поэтому, по мнению Дмитрия Лицкевича, нужно увеличить число сотрудников, которые будут проверять частных перевозчиков. Чиновники дептранса рассчитывают, что к осени приток в муниципальный транспорт составит порядка 30%.
Игорь Кожухов:
— Если наведем порядок в маршрутной сети и к концу года сократится число нелегальных транспортных средств, возможно, со следующего года в лизинг предприятия смогут обновлять подвижной состав
Однако депутаты не разделили оптимизм заместителя директора дептранса. Евгений Сметанин удивился, как резкое сокращение транспорта улучшит ситуацию с перевозками.
«Большинство маршрутов будет работать с нерегулируемым тарифом. Это мина замедленного действия. Никто не сможет ограничить перевозчиков, даже если они в полтора раза увеличат тариф», — добавил Сметанин. А Валерий Кокорин предложил не так резко сокращать частный транспорт. «Сейчас больше половины перевозок осуществляют частные предприятия. Значит, надо заботиться и о частном транспорте. Вы будете на дорогах всех частников останавливать и расстреливать, что ли? Вы сами признаете, что население недовольно перевозками. Оно как-то купируется газельками, которые подошли — люди уехали. Вы хотите больше 2000 газелей убрать с города, на их место купить хорошие автобусы. Это прекрасная идея, но где взять 3 миллиарда? Люди в момент такого экономического состояния в стране найдут такие деньги? Если вы выйдете с мечом и будете крушить все, загонять людей в старые муниципальные автобусы, это будет неправильно», — эмоционально высказался Валерий Кокорин.
«Шаманизм по поводу замены «Газелей» на вместительные автобусы лучше оставить. Какой частный перевозчик вопреки существующей экономике начнет покупать автопоезда и гонять пустые автобусы? И хотелось бы услышать, когда уйдем от тотального субсидирования транспорта из бюджета, уже 2,5 млрд рублей кануло неизвестно куда. В бюджете нет денег на покупку нового муниципального транспорта. Надо сотрудничать с частными перевозчиками», — был еще более категоричен Александр Иванов.
А Геннадий Дроздов посетовал на то, что в концепции не указаны причины, по которым муниципальный транспорт дошел до такого плачевного состояния, и не проведен анализ ситуации. В итоге депутаты сделали единственное, на что у них есть полномочия — приняли озвученную информацию к сведению. Но вопросы к транспорту и у них, и у жителей Омска остались.