ДТП с участием велосипедистов происходят из-за не знания ПДД?
— Чаще всего ДТП с участием двухколесного транспорта, в том числе со смертельным исходом, происходят из-за элементарного незнания или намеренного игнорирования правил поведения на проезжей части. Несмотря на то, что велосипедисты, как и все другие участники дорожного движения, должны их знать и строго соблюдать. При этом на данный момент закон не обязывает велосипедистов знать правила дорожного движения. Возможно, поэтому на дорогах города в условиях повышенной плотности движения водители двухколесного транспорта нередко грубо нарушают правила, создают опасные ситуации. При этом они рискуют не только своей жизнью, но и жизнью других людей.
В сложившейся ситуации различные общественные организации все чаще выступают с инициативой включить изучение правил дорожного движения в школьную программу. Возможно, это действительно выход из сложившейся ситуации. При этом вводиться изучение ПДД должно с младших классов, чтобы с раннего возраста привить подрастающему поколению культуру поведения на дороге. Изучение ПДД в школе позволит снизить не только число ДТП с участием велосипедистов, но и число происшествий с несовершеннолетними на дорогах в целом. Здесь же стоит отметить, что среди молодежи растет популярность не только велосипедов, но и малолитражных двухколесных транспортных средств (мотороллеров, скутеров). Поэтому чем раньше дети начнут усваивать правила безопасного вождения и культуры поведения на дороге, тем лучше.
Введение обязательного страхования для владельцев велосипедов актуально?
— Идеи обязательного страхования для велосипедистов возникают на разных уровнях в последнее время то и дело. Сторонники обязательного страхования гражданской ответственности велосипедистов — подобного автомобильному полису ОСАГО — считают, что эта мера поможет повысить уровень дисциплины на дорогах. Но опытные специалисты страховой сферы замечают, что такой вид страхования неактуален. Дело в том, что велосипед не является объектом повышенной опасности и не может нанести существенного вреда другим участникам дорожного движения. Кроме того, сложность страхования этого вида транспорта состоит и в том, что у велосипеда нет уникального номера или номера государственной регистрации, как у автомобиля. Обязательный учет велосипедов как транспортных средств в России не предусмотрен. Его введение очень маловероятно, ведь это будет означать появление новых бюрократических процедур, что никак не совпадает с планами властей по «велосипедизации» населения. Именно по этой причине введение в России обязательного страхования ответственности велосипедистов крайне маловероятно.
Если же человек ответственен и пользуется велосипедом в качестве основного средства передвижения по городу и по дорогам общего назначения, то некоторые варианты страхования все же есть. Можно приобрести стандартный полис страхования от несчастных случаев. Если с велосипедистом произойдет трагедия на дороге, которая повлечет утрату трудоспособности, то при наличии этого полиса человек сможет получать доход, который он теряет из-за утраты трудоспособности. Можно застраховать и сам велосипед как спортивный инвентарь в рамках страхования домашнего имущества от риска утраты собственности. Проще говоря, от угона.