om1.ru
Вспоминая Нормандию: десантируемся на Studebaker M29C Weasel По традиции, в День защитников Отечества мы тестируем технику, на которой отечество можно защищать. Или защищали в прошлом. На этот раз из запасников музея «Уралэлектромеди» нам доверили гусеничную амфибию американского производства.

Вспоминая Нормандию: десантируемся на Studebaker M29C Weasel

По традиции, в День защитников Отечества мы тестируем технику, на которой отечество можно защищать. Или защищали в прошлом. На этот раз из запасников музея «Уралэлектромеди» нам доверили гусеничную амфибию американского производства.
Вспоминая Нормандию: [десантируемся на Studebaker M29C Weasel]
23 февраля 2013, 10:00

Зябко. Ветер в открытой кабине продувает насквозь. А это еще только -15 °С, и я в любой момент могу пойти погреться. У моих далеких предшественников вариантов не было: фронт же.

Правда, условия эксплуатации несколько иные. Не зимние. По слухам, конкретно этот экземпляр мог участвовать в высадке союзных войск в Нормандии. Той самой, кадры из которой знает весь мир, и той самой, воспетой хотя бы в популярной некогда компьютерной игре Medal of Honor.

негативная подпись Поговаривают, этот ветеран из числа тех, что высаживались на Омаха-бич. Хотя на кадрах тех лет мы этот и другие «Студебекеры» не нашли, как ни вглядывались, но в легенду условно поверим.

У нас не игрушечный — натуральный транспортер-амфибия Studebaker M29C Weasel. Правда, форсировать мы на нем будем не водные преграды, а в худшем случае снежные брустверы. И без того бы обойтись: экспонат-то музейный, экземпляр единственный.

И сейчас, после реставрации в цехах «Уралэлектромеди», он — как новый. Нет, серьезно. Ни следа ржавчины, ни облупившейся краски. И работает все идеально: привод сцепления, педали, рычаги. Даже обивка на сидении не порвана! Как будто и не было этих 69 лет, отделяющих нас от момента его выпуска и того памятного прорыва союзников.

Заводим. Тарахтит. Вибрирует. С правого бока от нагретого двигателем металла тепло. Со всех остальных сторон дует. Союзники, как вы в этом высаживались? Судя по историческим справочникам — вчетвером: один управляет, еще трое десантируются.

Место для них припасено в хвостовой части амфибии. Попробовал проехать и стоя. Но руки-ноги надо иметь крепкие, ибо сдувает и трясет будь здоров!

Там же, на корме, устанавливались два водяных руля — чтобы легче было править машиной на воде. Нам же это без надобности: воды вокруг много, но вся она — в твердом агрегатном состоянии, поэтому усаживаюсь на «капитанское» место спереди. Или правильнее «в носовой части»? Амфибия все-таки. Предполагается, что своими гусеницами она может месить не только глину и гравий, но и песок на побережье. Так или иначе — садимся.

Посадка низкая и тесная, но жаловаться грех. По меньшей мере, я сюда убрался. Органы управления незатейливы, но сам принцип понятен. Тем более, опыт какой-никакой имеется: здесь же, на полигоне «Уралэлектромеди», прошлой осенью мы уже испытывали самоходку СУ-100. И тут справимся.

Шкала температуры двигателя размечена в привычных для янки фаренгейтах.

Педалей две — сцепление и акселератор. Рычагов тоже два: один для поворота направо, другой — налево. Оба на себя — торможение, оба в разные стороны — для разворота. Коробка передач трехступенчатая, с повышающим и понижающим рядом.

Повышать приходилось часто, ибо машина практически порожняя, и первая выкручивалась очень быстро. Это если бы в вязком грунте, да с десантным расчетом за плечами…

А так — и на второй отменно везет. Опять же — не чувствую возраста: педали выжимаются изумительно легко (для техники тех лет, конечно), рычаги ворочаются легко, без скрипов, коробки в передаче искать не нужно — знай себе вверх и вниз ручку переводи. Не транспортер –, а песня просто!

К слову, про вязкий грунт и сыпучие пески. Для их безболезненного преодоления у «Висела» есть широченные гусеницы, которые приводят в движение по 8 катков, которые проворачивает шестицилиндровый двигатель.

Мощность по современным меркам забавная — 65 л.с. Но этого с лихвой хватало не только для того, чтобы тащить на себе трех бойцов и шофёра, но и противотанковую пушку, если что.

Конструкция простая, но по-военному универсальная. Хочешь — тягачом будет, хочешь — амфибией, а если понадобится, то на шасси можно водрузить противотанковую пушку, и получится самоходная артиллерийская установка.

Для перевозки орудий сзади имеется специальный «фаркоп».

Пушки, самоходки и еще масса всего военного и раритетного будет уже после нас и нашего теста: уже совсем скоро этот Studebaker M29C Weasel займет свое почетное место в стенах нового и, поверьте, огромного музея «Уралэлектромеди» в Верхней Пышме. Случится это уже ко Дню победы.

А пока полюбоваться на пусть не легендарное, но такое важное орудие союзных войск, можно в нашей фотогалерее ниже и в сопутствующем закадровом видеоролике. 

 

За уникальный опыт благодарим ОАО «Уралэлектромедь» и мастеров участка реставрации

Текст: Кирилл Зайцев

Фотограф: Николай Ковалевский

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter