Редкая дискуссия о велосипедах в жизни современного города обходится без темы пешеходных переходов. И каждый раз знающие люди обязательно напоминают: проезжать на велосипеде по пешеходному переходу нельзя.
Однако почему нельзя? Простой ответ — «потому, что так написано в правилах дорожного движения, а за нарушение этого пункта положен штраф». И это правильный ответ: ПДД нужно соблюдать. Дорога — территория повышенной опасности, машины легко могут убить и покалечить, поэтому все должны придерживаться одного формата поведения. Водители должны знать, что ждать от пешеходов, велосипедистов и друг друга, пешеходы должны понимать, как ведут себя машины. И тогда — в идеале — никто не умрёт.
Но есть важный нюанс: сами правила дорожного движения не написаны огненными буквами на небесах, их придумали люди — и люди же имеют право изменить, когда назреет необходимость.
А она назрела.
Популярность велосипедов, самокатов и других средств индивидуальной мобильности растёт, это мировой тренд. Это, в конце концов, попросту удобно. А вот спешиваться на каждом переходе и вести свой велосипед по переходу — неудобно. Кстати, и для пешеходов тоже: человек с велосипедом занимает на самом переходе больше места, чем просто велосипед.
Любые правила должны не только запрещать, но и адаптироваться, чтобы доставлять людям меньше неудобств. Правила для людей, а не люди для правил. Конечно, при этом нужно учитывать и вопросы безопасности, они в приоритете. Поэтому давайте посмотрим, как эту проблему решают в других странах.
|
---|
В европейских государствах, например, действуют разные подходы. Где-то, как в Восточной Европе, ездить по переходам также запрещено. Однако в южных и западных европейских странах такого ограничения нет. Есть просто уточнение, что у едущего велосипеда на переходе нет приоритета. То есть он должен уступать место пешеходам и — да — даже машинам. Подъезжаешь к переходу — будь добр или спешиться, или пропустить все авто, а только потом ехать. Это позволяет избежать ситуации с велосипедом, который резко вылетает на дорогу, провоцируя аварию.
Однако это всё-таки полумера. Люди любят нарушать, так что опасность ДТП остаётся. Кроме того, будем честны, когда с тобой в одном потоке едут велосипеды, переходить дорогу достаточно некомфортно. Поэтому почти везде рядом с обычной зеброй рисуют дополнительную велодорожку, чтобы развести потоки.
И это работает, причём не только в каких-нибудь Франции или Испании, но и в близкой нам культурно Сербии. Даже в Беларуси в 2022 году запрет ездить по переходам отменили.
|
---|
При этом оформляют такие велопереезды как пересечение двух примерно равнозначных потоков. То есть там заметная разметка, светофоры, которые показывают, когда велосипедистам ехать, а когда стоять. Такое решение не привносит хаоса, наоборот — упорядочивает движение.
Конечно, недостаточно просто взять и нарисовать сбоку от каждой зебры полосу для велосипедов. Такой простой выход в российских условиях может привести к росту количества столкновений и жертв, особенно если сделать что-то подобное на нерегулируемых переходах.
Нужна кропотливая работа по изучению ситуации, внесению изменений в ПДД, ограничению максимальной скорости машин в городах, диалогу со всеми участниками дорожного движения. И быстро это сделать не получится.
Но, возможно, стоит начать хотя бы думать в этом направлении?