Наталья Александровна вместе с братом вернулись в город из Москвы. На часах была половина шестого — вечерний час пик. Женщина перенесла операцию, с собой были чемоданы, приняли решение ехать на такси. Современными приложениями женщина не пользуется, такси вызывает по номеру телефона. Обзвонили несколько компаний. Стоимость поездки от аэропорта до дома омички на проспекте Мира в посёлке Юбилейном операторы такси оценили от 590 до 670 рублей. Звонок в ещё одну компанию — и оператор назвал сумму в 525 рублей. Заказ был оформлен, а забрать пассажиров приехал чёрный Volkswagen.
По дороге домой брат женщины вышел, а омичка поехала до пункта назначения. Однако, приехав к дому, водитель сообщил, что за поездку нужно отдать 925 рублей.
«Он всё тыкал мне своим телефоном: вот, мол, смотрите, всё написано. Говорил, что никто бы меня не повёз за 500 рублей. Но мы же обзванивали такси! Не выпускал меня минут 20 из салона. Я стала звонить оператору. А мне там девушка заявила: «Вы, наверное, глуховаты! Стоимость поездки сразу была 925 рублей». Ну зачем бы я за такую сумму поехала? У меня и наличкой столько денег не было, остались 500 рублей только», — чуть не плачет Наталья Александровна.
В итоге женщина всё же заплатила 900 рублей, которые от неё потребовали, — перевела по номеру телефона. А водитель просто выбросил её вещи прямо на асфальт и уехал.
Женщина разнервничалась — поднялись давление и сахар. Наталья говорит, что приходила в себя после произошедшего несколько дней. О случившемся она также рассказала дочери. Вместе решили, что нужно ещё раз проверить цены. Несколько дней звонили в такси и узнавали стоимость того же маршрута, по которому ехала омичка, стоимость поездки варьировалась от 510 до 640 рублей, но до 900 рублей никогда не доходила.
Что делать?
Омичка задалась вопросом, из чего складывается стоимость поездки и куда обращаться, если права пассажира такси нарушаются.
В региональном министерстве транспорта нам рассказали, что сфера перевозок пассажиров и багажа легковым транспортом регулируется федеральным законодательством. Перевозчик обязан разрабатывать тарифы на перевозку, а также правила, по которым они применяются. При разработке тарифа перевозчик вправе учитывать день недели, время суток, класс комфортности и прочие особенности перевозки. Все эти факторы в итоге и влияют на конечную стоимость поездки в такси.
Сведения о тарифах перевозчик обязан размещать на своём сайте или на портале службы заказа такси, с которой работает. Кроме того, сведения о действующих в компании тарифах и правилах их применения должны быть размещены и в салоне автомобиля. Пассажир прямо в салоне такси может получить информацию о тарифе на единицу пробега и единицу времени пользования транспортным средством. Иными словами, пассажир вправе знать, сколько стоит один километр или одна минута пути.
Получается, что перевозчик имеет право самостоятельно устанавливать тариф на поездки, который считает нужным. Если перевозчик работает через службу заказа, то тариф устанавливается исходя из договорных обязательств с ней. Кроме того, при установке тарифа на перевозку пассажиров в такси должны соблюдаться требования антимонопольного законодательства.
Если права пассажира были нарушены, то обращаться нужно к перевозчику. Пассажир вправе потребовать, чтобы ему вернули разницу в сумме, в данном случае 400 рублей. В Роспотребнадзоре по Омской области пояснили, что перевозчик по требованию пассажира должен предоставить детализацию, то есть объяснить, из чего сложилась сумма оплаты за поездку. Если стоимость повысилась с момента заказа, например, пришла машина с более высоким классом комфорта или в первоначально названную сумму не включили подачу, то человек вправе требовать возврат разницы, потому что об изменении стоимости поездки перевозчик обязан уведомить. Предоставление достоверной информации пассажиру закреплено законом «О защите прав потребителей».
Когда перевозчик не идёт навстречу, отказывается возвращать разницу в стоимости, пассажиру остаётся только идти в суд. Можно обратиться в Роспотребнадзор с жалобой, что перевозчик нарушает права потребителей. Региональное управление как надзорный орган может только провести проверку и принять административные меры — вынести предостережение перевозчику, наложить штраф, но свои деньги пассажир может вернуть только через суд.
В ведомстве также рекомендуют в спорных ситуациях в первую очередь обращаться именно к перевозчику, ведь бывает так, что недобросовестно работает водитель, диспетчер или имеет место сговор сотрудников, а собственник окажется ответственным человеком, который может встать на сторону клиента и вернуть деньги без лишних вопросов.