om1.ru
«Погони случаются часто»: один день из жизни рядового омского инспектора ДПС Чтобы понять, каково это днём и ночью, и в дождь, и в холод следить за порядком на дорогах города, корреспондент портала Om1.ru отправился в рейд с экипажем ДПС. О том, как инспектор выбирает, какую машину остановить, можно ли ему сидеть в машине из-за непогоды и уходят ли нарушители от погони — в нашем материале.

«Погони случаются часто»: один день из жизни рядового омского инспектора ДПС

Чтобы понять, каково это днём и ночью, и в дождь, и в холод следить за порядком на дорогах города, корреспондент портала Om1.ru отправился в рейд с экипажем ДПС. О том, как инспектор выбирает, какую машину остановить, можно ли ему сидеть в машине из-за непогоды и уходят ли нарушители от погони — в нашем материале.

«Погони случаются часто»: один день из жизни рядового омского инспектора ДПС
Фото: Om1.ru, Юлия Майстренко. «Погони случаются часто»: один день из жизни рядового омского инспектора ДПС

«Равняйсь! Смирно! Нарядам заступить на охрану общественного порядка для обеспечения безопасности дорожного движения на территории города Омска и несения службы….». На часах чуть больше семи утра, инспекторы ДПС, делая заметки в своих записных книжках, расходятся по экипажам. Автомобили с проблесковыми маячками и спецсимволами на бортах, припаркованные ровным строем, даже в утренних сумерках привлекают внимание своей чистотой.

Это неудивительно, каждый рабочий день инспектора ДПС заканчивается заездом на автомойку, потому что машина обязательно должна заехать в бокс чистой. Экипажи выходят патрулировать улицы в три смены — утром, в обед и в ночь. В среднем на улицы города выходят 20 экипажей ДПС, в вечерние часы предусмотрены дополнительные патрули. Службу несут в местах концентрации ДТП, рассказывает Наталья Бобылева, начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения Управления ГИБДД УМВД России по Омской области.

К патрульным машинам инспекторы относятся как к своим — берегут и заботятся.

Фото: Om.ru, Юлия Майстренко.

Патруль не может встать, где захочется. Есть специальные маршруты. Каждый день за экипажем закрепляется определённый маршрут, от которого нельзя отклоняться. Даже, чтобы выехать на ДТП, нужно по рации отметиться у дежурного, что экипаж покидает место патрулирования. На маршруте есть несколько точек, в которых обычно и стоят экипажи ДПС.

Утро стражей автомобильного порядка начинается с построения на разводе. Именно здесь происходит распределение экипажей по городу. Командир батальона доводит информацию о том, что произошло в городе в последние часы, какие были аварии, каковы погодные условия, какие были нарушения общественного порядка и есть ли на данный момент в розыске преступники или машины. Именно эту информацию — приметы преступников, номера машин — и фиксируют в своих блокнотах полицейские, ведь их работа заключается не только в ловле нарушителей ПДД непосредственно на дороге.

На утреннем разводе до инспекторов доносят всю оперативную информацию.

Фото: Om1.ru, Юлия Майстренко.

Вместе с экипажем в составе старшего инспектора ДПС Владимира Немцова и инспектора ДПС Дмитрия Моисеенко на патрульной машине отправляемся к месту несения службы — на Тюкалинскую развязку. Пока едем, инспектор рассказывает о том, какие перед ними стоят задачи на посту.

Дмитрий Моисеенко и Владимир Немцов. Фото: Om1.ru, Юлия Майстренко.

«Функции ДПС — это не только патрулирование улиц, выявление нарушителей и нетрезвых или неадекватных водителей, но и регулирование движения, разбор ДТП, сопровождение, помощь на дороге людям, которые оказались в трудной ситуации или просто не знают, что делать, а также составление актов состояния улично-дорожной сети. Вот, видите, снежный вал справа? А это нарушение, значит, организация, которая за уборкой улиц следит, не справляется, мы можем составить акт»,  — объясняет Владимир Немцов.

 
Он служит в городском отделении ГИБДД в 2015 года, до этого год работал на трассах Омской области. Говорит, что в работе на трассе есть одно важное отличие — там только ты, твой напарник и служебный автомобиль. И если что-то случилось, рассчитывать можешь только на себя. В городе при любой нештатной ситуации на помощь придут другие экипажи.

Добрались до места — на Ленинградском мосту и на улице Суворова машин ещё совсем мало, но сидеть в машине нельзя. Инспектор должен находиться на улице, какие бы ни были погодные условия, погреться в патрульной машине или спрятаться от палящего солнца можно только в последние 15 минут каждого рабочего часа. И даже в это время нужно следить за дорожной обстановкой.

«Холодно, конечно, но сибиряк не тот, кто не мерзнет, а тот, кто хорошо одевается! Поэтому обувь и одежда соответствующая. Летом жарко, тоже не всегда бывает хорошо. Постоянно среди машин, выхлопы — это вредно, но это издержки профессии», — шутит Владимир.

Тем временем второй инспектор Дмитрий Моисеенко выписывает штраф водителю маршрутного такси. Причина банальная — вёз пассажиров стоя, хотя допускается только один такой пассажир.

«Нарушение было выявлено визуально, видел, что пассажиры едут стоя, поэтому и остановил», — объясняет Дмитрий.

Владимир рассказывает, что нельзя останавливать любой автомобиль. Либо инспектор сам выявляет такие нарушения, как грязный номер, сплошная тонировка, не горит свет и т. д., либо инспектору по рации передают информацию о том, что определённый автомобиль нарушил правила и его нужно остановить. Если есть ориентировки преступников, то подозрительные машины тоже можно останавливать.

«У нас есть регламент, мы анализируем поток, можем остановить машину, если при виде инспектора водитель начал перестраиваться, резко тормозить или ускоряться — это значит, что он чего-то испугался. Потому что, если у водителя всё в порядке, он не будет нервничать. Когда такой автомобиль останавливаешь, часто водитель оказывается пьян или в состоянии наркотического опьянения. Конечно, когда это сразу бросается в глаза, мы проводим тестирование или отправляем водителя на медэкспертизу и отстраняем от управления автомобилем. Но выявить нетрезвого водителя тоже не всегда получается, мы следим за речью водителя, его повадками, четкостью речи, но иногда заподозрить человека в употреблении бывает трудно. Бывают случаи, когда мы, наоборот, зря беспокоили человека проверками. Но, как правило, водители не обижаются, понимают, что безопасность важнее. Конечно извинишься в таких случаях перед человеком и пожелаешь счастливого пути», — рассказывает Владимир.

Пока разговариваем и следим за проезжающими машинами, у инспекторов постоянно трещит рация. Слышно перекличку экипажей, как какой-то патруль отправляют на разбор ДТП, а другой экипаж просят остановить машину, двигающуюся в сторону улицы Масленникова.

После остановки и проверки документов рядовому водителю ничего не грозит. А вот нарушителю выписывается штраф или даже постановление. Так, инспекторы остановили ещё одну маршрутку — в салоне не горел свет. Оказалось это было неспроста — в салоне люди ехали стоя. Водитель нервничал, говорил на повышенных тонах. Выяснилось, что у него уже есть два штрафа за перевозку лишних пассажиров, которые он своевременно не оплатил. Теперь ему придётся выплатить их в двойном размере и новый штраф. Если он не исполнит требование, указанное в постановлении, ему грозит арест до 15 суток.

Водители маршруток часто попадаются на перевозке лишних пассажиров.

Фото: Om1.ru, Юлия Майстренко.

Если у водителя маршрутки ещё есть время исправить ситуацию, то у 19-летнего владельца «в круг» тонированного ВАЗ-2112 выбора уже не осталось. При проверке документов инспекторы выяснили, что у молодого водителя уже есть штрафы за тонировку, ему выписали постановление, а это значит, что при повторной остановке экипажем ДПС, если он так и не снимет тонировку, начнётся разбирательство в суде. Суд может назначить штраф 2 000-4 000 рублей, а может назначить административный арест до 15 суток. И такие прецеденты были. Молодой водитель решил действовать незамедлительно — тонировку снял, объяснив это тем, что сидеть ему не хочется.

«Пропускную способность измеряем специальным прибором, если она меньше 70 % — это нарушение. Вообще, тонированные машины стараемся останавливать, потому что, как правило, тонировка выполнена с нарушением. Наверное, на пользу идёт наша работа, меньше стало тонированных авто», — улыбается Владимир.

Пока разбирались с водителем маршрутки и тонированной «двенашкой», наступили те самые 15 минут, когда можно погреться в машине. Владимир остаётся патрулировать, а Дмитрий греется, параллельно заполняет документы. Машина оборудована рациостанцией, камерой, есть алкотестер и прибор, чтобы измерять уровень тонировки.

 
«Служу с 2019 года, позвонили, предложили, я согласился. С напарником знаем друг друга давно, сейчас вот опять работаем вместе, но периодически нас меняют, состав экипажей меняется. Хоть и несём службу вдвоём, служебная машина закрепляется только за одним сотрудником. Сейчас — за мной, второй инспектор не может сеть за руль и поехать».
Дмитрий Моисеенко

В машине тепло, но 15 минут заканчиваются быстро и надо выходить на мороз. Не хочется, но, как говорит испектор, ко всему привыкаешь.

В день нашего совместного несения службы был тот редкий случай, когда на подъезде к Ленинградскому мосту не было пробок даже в утренний час пик. По признанию самих инструкторов, даже когда где-то на дороге скапливается пробка, регулировать перекресток в ручном режиме зачастую бывает нецелесообразно.

«Регулировать стараемся редко, в основном не вмешиваемся, если нет критической ситуации. Если случилось ДТП, тогда можем вмешаться. Вообще, регулирование входит в обязанности каждого инспектора. И это не страшно, если умеешь. Но твои жесты должны быть понятными. Многие омичи, особенно пешеходы, не понимают правила регулировки. Приходится объяснять словами, иногда кричишь: «Вы — стойте». Бывает и водители теряются, пресекаем нарушение, не даём ехать на запрещающий сигнал. Так что омичам не помешало бы повторить жесты регулировщика», — рассказывает Владимир.

Когда машина остановлена, у инспектора — две задачи: оценить состояние водителя и проверить документы. Фото: Om1.ru, Юлия Майстренко.

В целом же, как отмечают инспекторы, омские водители вежливые и отзывчивые. Могут остановиться, помочь и другим водителям, и экипажу ДПС, если это требуется.

«Всё зависит от твоего отношения к водителям, если ты к ним с уважением, вежливо, то и они к тебе так же. А если им хамить, то и они хамят. Вообще, наша основная задача — это безопасность других участников движения, окружающих людей, поэтому ежедневно приходим на помощь. Где-то скорой освободить дорогу, где-то сопроводить личный автомобиль с больным ребёнком или беременной женщиной, где-то помочь убрать сломавшийся с дороги автомобиль, где-то просто телефон эвакуатора подсказать. И сами омичи часто нам помогают в этом, сами могут остановиться и с чем-то помочь. Можно сказать, что это самая приятная часть нашей работы», — делится мнением Владимир.

 
Но ПДД омские водители всё-таки нарушают. Среди самых частых нарушений — отсутствие страховки, несоблюдение знаков и сигналов светофора, непредоставление преимущества движения пешеходам, перевозка детей без спецустройств, перевозка пассажиров в общественном транспорте сверхустановленных норм.

Конечно, есть среди омичей и недобросовестные водители. Владимир рассказывает, что устраивать погони, к сожалению, приходится достаточно часто, особенно в ночное время.

«Цель — избежать наказания. Поэтому водитель не останавливается на требование инспектора и уезжает. Бывают случаи в потоке машин, ты останавливаешь, а водитель не видел просто, в зеркало смотрел. Это бывает, передаём информацию другому экипажу, его там остановят. Ничего в этом такого нет, никто за это водителя не накажет и не оштрафует, предупреждение сделают, чтоб был внимательнее. А на пустой дороге, если не останавливается, ускоряется, значит ему есть что скрывать, потому что, если у водителя всё в порядке, он обязательно остановится. Из-за мелкого нарушения тоже нет смысла убегать. Как правило, пытаются скрыться нетрезвые водители или в наркотическом опьянении. И не всегда получается остановить нарушителя, бывает, что удаётся скрыться. Потому что в приоритете у нас всегда безопасность других участников дорожного движения», — объясняет Владимир.

Ночные погони не редкость на омских дорогах. Фото: Om1.ru, Юлия Майстренко.

Есть в службе и другие неприятные моменты. Инспекторы объясняют, что больше всего не любят выезжать на разбор ДТП, поскольку это зачастую не только материальный ущерб. И если в начале службы воспринимается всё близко к сердцу, то с течением времени происходит привыкание и человеческие трагедии, уже не так трогают душу.

«Но желание работать это не отбивает всё равно. Просто ко всему привыкаешь. Сам процесс разбора ДТП, как правило, бывает непрост. Мы смотрим камеры видеонаблюдения, если момент ДТП попал на них, видеорегистратор просматриваем, изучаем траекторию движения, по осколкам понимаем, где именно произошло столкновение, опрашиваем очевидцев и самих участников аварии. И, что характерно, каждый водитель отстаивает свою правоту, даже если он десять раз не прав, а всё равно доказывает! Каждому хочется быть невиновным, редко кто скажет честно, что зазевался и был не прав. Так, что бывает непросто на месте понять, что именно произошло, особенно когда участников опросить нельзя. Стараемся выяснять, быть объективными по совокупности факторов», — рассказывает Владимир.

Каждый раз, заступая на службу, Владимир и Дмитрий не знают, какой маршрут им дадут патрулировать сегодня и что принесёт им новый день — неприятный разбор непростого ДТП или возможность помочь кому-то. Но каким бы эмоционально трудным ни был служебный день, они точно знают, что закончится он заездом на автомойку, ведь патрульный автомобиль должен быть чистым! Такая служба.

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter