— Иван Васильевич, в каком состоянии сейчас находится омский автомобильный рынок?
— В Омске, да и по всей России, автомобильный рынок переживает не самые лучшие времена. Официальные дилеры отмечают понижение спроса. Но цивилизованной торговле автомобилями всего 7–8 лет. Нам есть куда развиваться, куда расти. Ведь живая легенда американского автомобильного менеджмента Ли Якокка сказал, что дилер продает автомобиль три раза — первый раз он продает новый автомобиль, второй раз он продает обслуживание этого автомобиля и третий раз перепродает этот автомобиль с пробегом. В автомобильном менеджменте это называется — «три центра прибыли». Именно поэтому в последнее время в России начали открываться крупные Центры продаж автомобилей с пробегом. Сценарий развития у них у всех примерно одинаков. В течение трех лет они раскручиваются до очень серьезных объемов и оборотов, формируют очень большой трафик. Настал черед и Омска.
Услугу по обмену старого автомобиля на новый, с доплатой придумали в Америке. Связано это было скорее с потребностью клиентов быстро обновить свое авто. В Россию trade-in пришел вместе с открытием официальных дилерских центров. Когда конкуренция выросла, дилеры стали принимать подержанные автомобили у клиентов в зачет новых, используя trade-in как инструмент продаж. Но это, преимущественно, были разовые сделки по каким-то сложным позициям. Наш автоцентр сделает эту услугу массовой.
Следующим этапом в Европе стали аукционы. То есть дилеры сейчас там сдают подержанные авто на аукцион, с которого их потом выкупают центры автомобилей с пробегом. Думаю, что до аукционов мы дорастем еще очень не скоро.
— Но чтобы заинтересовать людей, нужно держать цены на уровне среднерыночных. Как угодить одновременно и продавцу, и покупателю?
— Среднерыночной цены сейчас просто не существует. Рынок очень «рваный» и нестабильный. Если сегодня какая-то модель продается хорошо, то завтра она может «зависнуть». И бесполезно что-то делать. Цены скачут абсолютно непредсказуемо. Есть, конечно, определенные сегменты, в которых всегда будет оживление. Это эконом сегмент: B и С классы. Также неплохо в Омске продаются кроссоверы. Вообще у каждого конкретного автомобиля есть своя цена, которая определяется сотней факторов. Мы анализируем большинство из них на основе статистических и аналитических данных, рыночных тенденций. Разные автомобили имеют разные степени удешевления в зависимости от времени и степени эксплуатации, от пробега и комплектации. Различные опции на автомобилях тоже имеют разное удешевление. Отличаются потери в цене с каждым годом эксплуатации и у каждой конкретной марки. Это связано в основном с историей обращения в сервис, популярностью, надежностью той или иной модели, условиями эксплуатации.
Мы не стараемся максимально опустить цену для продавца, чтобы побольше потом заработать на разнице. Мы предлагаем именно те деньги, за которые он сегодня сможет этот автомобиль продать. То есть это срочная цена, которая очень большие требования выставляет. Выкупая автомобиль, мы берем на себя определенные риски, связанные с ним. А риски всегда имеют стоимость. Однако будьте уверены, много на автомобиле мы не зарабатываем.
— Почему вы считаете, что омичи поедут к вам, а не на авторынок?
— Омичи давно уже отвыкли от физического рыночного дискомфорта. Когда-то мы все ходили на рынки, на базары и там покупали одежду, обувь, еду. Сегодня мы ходим в супермаркеты и гипермаркеты. Подобную альтернативу предлагает и наш автоцентр. Кроме комфорта мы гарантируем безопасность и юридическую чистоту каждой сделки. Если на данном этапе мы сможем удержать высокое качество своих услуг, то омичи забудут про авторынок и первым делом будут идти к нам.
— Как происходят проверки принимаемого автомобиля?
— Мы обязательно проверяем автомобиль на таможенную чистоту, на обременение. Если автомобиль покупался в России официально, то мы обращаемся в дилерский центр и получаем всю информацию о нем. Изучаем также кредитную и страховую историю. Досконально проводим полноценную техническую диагностику всех узлов, агрегатов, электронных систем, чтобы быть уверенными в технической исправности автомобиля.
Покупатель получает автомобиль с прозрачной историей, а не кота в мешке. Такая тотальная проверка нас и выделяет среди других компаний и конкурентов. С другой стороны, нам потом перед покупателем уже не придется краснеть.
— Какие марки вы принимаете на продажу? Существует ли ограничение по возрасту?
— Ограничения по маркам и моделям нет. Что касается возраста, то у нас скорее ограничения по состоянию автомобиля.
Мы не преследуем цель — собрать на своих складах все, что только можно. К нам сейчас идет очень большой поток именно дилерских автомобилей. Для люксового сегмента будем активно развивать комиссионное направление, предоставив владельцам таких машин свою площадку.
Ведь самостоятельно продавать автомобиль нужно уметь. А у многих возникают трудности с организацией, постоянным коммуникациями, временем. К тому же, чтобы хорошо продать, нужно заняться внешним видом своего авто: почистить его, убрать сколы, мелкие царапины, перед каждой встречей с покупателем заезжать на мойку…
Что касается удобства для покупателей, то и тут нам есть что предложить. Например, у нас существует услуга по подбору автомобиля. Покупатель приезжает и говорит о своих критериях. После чего мы начинаем подбор необходимого авто. Это очень удобно.
Впереди у нас много работы, сложные задачи, амбициозные цели. Я думаю, к весне о нас будет знать весь Омск. Предлагаю вернуться к нашему разговору именно тогда.