На днях глава комитета по финансовому рынку Госдумы Наталья Бурыкина предложила сразу несколько нововведений в сфере автострахования. В их числе замена бумажных полисов электронными, включение в ОСАГО понятие «Франшиза» и объединение двух автомобильных видов страхования (добровольное и обязательное) в единое целое. На взгляд депутата, эти инициативы помогут снизить стоимость страховых услуг и упростят жизнь автовладельцев. Планируется, что предложение Бурыкиной рассмотрят на втором чтении закона о реформе ОСАГО, которое состоится 22 октября.
Однако все три пункта уже вызвали ряд вопросов у специалистов.
Отказаться от бумажных полисов сегодня невозможно в силу того, что их наличие обязаны проверять инспекторы ГИБДД. В случае введения электронных карт, ДПС также необходимо оснащать специальными считывающими устройствами.
Что касается внедрения в ОСАГО франшизы, то и этот пункт довольно спорный. Наталья Бурыкина считает, что таким образом удастся снизить стоимость обязательного страхования для водителей на 30%. Франшиза – это часть убытка, которую страховая компания платить не будет. Если вы заключите полис ОСАГО с франшизой в 10 тысяч рублей, то эту сумму (в случае вашей вины в ДТП) вам придется оплачивать пострадавшему из своего кармана.
В страховании существует два вида франшизы: безусловная и условная. В первом случае оговоренная сумма будет удерживаться из выплаты при любом ущербе. Во втором случае страховая компания освобождается от выплаты при условии, что ущерб меньше указанной суммы.
Франшиза с успехом применяется в добровольном виде страхования и действительно позволяет снизить стоимость страховки. Но специалисты отмечают, что подобную скидку нельзя применять в обязательном страховании. Большинство аварий происходит как раз с минимальным ущербом (до 25 тысяч рублей), в этом случае теряется смысл ОСАГО, которое гарантирует пострадавшему выплату при любых условиях. Это станет очередной инициативой, которая изначально была направлена на удешевление полисов, но привела к ухудшению жизни водителей, считают эксперты.
Что касается объединения добровольного и принудительного страхования в одном, то тут вообще не ясно как можно объединить страхование имущества и страхование ответственности.
Игорь Пушкарь, председатель правления омского «Общества по защите прав потребителей в сфере страхования»:
Трудно представить каким образом, не нарушая прав граждан, можно объединить обязательное ОСАГО и добровольное каско. Речь ведь идет о совершенно разных видах страхования: защите вашего имущества, и защите вашей ответственности перед другими водителями. Я думаю, эта инициатива не пройдет. Специалисты разъяснят госпоже Бурыкиной, что включить все в один полис просто невозможно физически и инициативу даже не вынесут на обсуждение.