Вот уже три месяца мы живем в условиях новой транспортной системы: с 1 января у омичей появилось право расплачиваться бесконтактными банковскими картами, причем не только в автобусах. Возможности электронных проездных расширились, а частные маршрутки перешли к более цивилизованным формам работы. Каким он был, этот первый квартал новой системы? Попробуем подвести итоги.
Первый блин
Год начался с небольшого кризиса: в киосках закончились транспортные карты. И немудрено: за первые же две недели омичи купили почти 40 тысяч карточек — в два раза больше, чем за весь прошедший год. Мэрия заказала новую партию, которую тоже моментально раскупили, пришлось повторять эту операцию еще несколько раз.
Причина такого ажиотажа проста: проезд по проездным существенно дешевле, кроме того, появляется возможность совершить в течение 45 минут бесплатную пересадку. Раньше этим правом обладали только владельцы «Омки», однако после Нового года ее расширили на все гражданские, то есть не льготные проездные.
С проблемой нехватки карт в итоге справились, однако новое испытание было уже на подходе.
|
---|
Недорогие пассажиры
Частные перевозчики, работающие на нерегулируемых маршрутах, на новою систему переходили постепенно и первое время очень неохотно. Значительная часть машин не принимала ни карточки, ни проездные — к большому негодованию горожан. Вскоре выяснилась и причина: безлимитные проездные и бесплатная пересадка оказались невыгодными для предпринимателей. Возникла угроза того, что маршрутки попросту откажутся работать с новой системой.
Решить проблему удалось с помощью компромисса: перевозчики договорились принимать оплату банковскими картами, а также обычными (небезлимитными) проездными, но без возможности пересадки. Так предприниматель получает из бюджета те же 25 рублей.
Чтобы пассажирам было удобнее, на маршрутки стали клеить специальные стикеры, показывающие, где чем можно расплатиться. По информации департамента транспорта, на сегодняшний день 90% от всего подвижного состава в Омске имеет возможность работать «по безналу».
К концу года мэрия обещает перевести всех частников на регулируемые маршруты, так что в 2020-м, по идее, в любом транспорте можно будет расплатиться чем угодно.
|
---|
А что получилось?
Судя по всему, омичам пришлась по вкусу безналичная система оплаты: из маршруток, принимающих ее только частично, в автобусы и троллейбусы хлынул поток пассажиров. По информации департамента транспорта, только за первые три месяца этого года пассажиропоток у «муниципалов» вырос на 849 тысяч человек, то есть на 5,8% по сравнению с прошлым годом.
Параллельно удалось получить и финансовый результат. Безналичная оплата в маршрутках лучше поддается учету, поэтому за первый квартал удалось собрать с частных перевозчиков на шесть миллионов рублей налогов больше, чем в прошлом году. В перспективе это должно облегчить «транспортную нагрузку» на бюджет и позволить перенаправить средства с содержания на развитие системы и расширение возможностей.
Примером последнего может служить электробус, который целую неделю тестировали на омских дорогах. Ожидается, что вскоре на проверку в Омск приедет еще одна машина.