Сегодня Общественный совет при РЭК рассмотрел вопрос о повышении тарифа на провоз пассажиров в автобусах и электротранспорте. Год назад, напомним, омским муниципальным предприятиям установили тарифы от 36,25 до 40,91 рубля. Максимальную цифру получил электротранспорт.
Для того, чтобы отстаивать позицию департамента транспорта, на заседание прибыл сам Александр Вялков. Чиновник с ходу напомнил всем, что тариф — это не провозная плата. Стоимость проезда для омичей устанавливает Горсовет, а Региональная энергетическая комиссия занимается другим — высчитывает себестоимость перевозки одного омича.
Значительная часть себестоимости приходится на топливо, цена которого с прошлого года выросла на 42%. Тариф тоже мог вырасти в полтора раза, однако мэрии удалось этого не допустить.
Александр Вялков:
– Благодаря покупке новых автобусов мы смогли снизить расход топлива и горюче-смазочных материалов, сэкономив 204 миллиона рублей. Оптимизировали лишний персонал, сократив фонд оплаты труда на 54,2 миллиона. 52 миллиона сэкономили на шинах, в общем удалось снизить расходы на 310 миллионов.
Однако тариф все-таки вырос. Как сообщил председатель Общественного совета Виктор Гаак, рост тарифа составил 6,8%. Это не только топливо, но и лизинговые платежи за новые автобусы; как за те, что уже ездят по городским улицам, так и за те, которые по плану будут куплены в следующем году.
Виктор Гаак:
– Мы — общественный совет, и наша задача не допустить того, чтобы население страдало. Но при этом нельзя допустить и того, чтобы муниципальный транспорт в Омске разорился, стал банкротом. Я считаю, что тариф, который мы рекомендовали принять Региональной энергетической комиссии, оптимален. Потому видно, как меняется ситуация, что деньги, которые получает пассажирское предприятие, используются с умом. Если раньше мы постоянно упрекали Дептранс, что у них нет конкретики, одна «говорильня идет», то сейчас мы имеем 220 новых автобусов — а это почти половина парка! Видим, что расходы снижаются, транспорт ремонтируют.
Итоговый тариф за перевозку одного пассажира, рекомендованный Общественным советом, составил 40,94 рубля в автобусах и 40,67 рубля в троллейбусах и трамваях. При этом пассажиры, в соответствии с решением Горсовета, будут платить всего 25 рублей (или 30 – при оплате наличными). Мэрия сознательно вводит эту заградительную меру для того, чтобы мотивировать омичей переходить на безналичную форму расчета. Тем более что с нового года платить за проезд «безналом» станет проще и выгоднее.
Ситуацию с повышением тарифа прокомментировали и в Общественной палате Омской области.
Лидия Герасимова, секретарь Общественной палаты:
– Конечно, льготы крайне важны. Главное, чтобы транспортники имели гарантированные источники возмещения своих затрат. Это с одной стороны. С другой стороны стоит житель. Общественная палата за сохранение всех льгот! Я могу согласиться с положениями бюджетов, с экономической ситуацией. Но сложно отдавать завоеванное, люди привыкли к этой господдержке. И им она необходима. Поэтому департамент транспорта и депутаты Горсовета должны находить резервы и источники финанисрования льгот в общественном транспорте. Не даром бюджетное послание президентаи губернатора имеют главный посыл — социальная направленность.
Стоит отметить, что обновление автопарка прошло при активном участии областных властей и лично Александра Буркова.