Напомним, 29 октября мэрия сообщила омичам пренеприятнейшее известие: цены на проезд в городском транспорте могут вырасти до 30 рублей. Причем они будут одинаковыми и в автобусах, и в маршрутках, так как параллельно всех частных перевозчиков хотят перевести на муниципальные контракты.
В четверг, 1 ноября, директор департамента финансов и контроля мэрии Богдан Масан опроверг слова руководителя дептранса Александра Вялкова о том, что проезд могут повысить до такой суммы.
Масан объяснил, что речь идет о повышении стоимости проезда в муниципальном транспорте, и не до 30 рублей, а с 22 до 25 рублей. Как резюмировал финансист, на 8 рублей стоимость билета увеличивать не будут.
|
---|
Так или иначе, городская администрация приводит железные аргументы в пользу повышения: рост цен на топливо за последние три года превысил 70%, при этом плата за проезд оставалась прежней. Из-за этого ПАТП «накопили» многомиллионные долги. Кроме того, экономически обоснованный тариф, утвержденный РЭК, составляет порядка 38 рублей. Пассажиры при этом оплачивают только 22, остальные расходы компенсирует городской бюджет, в котором постоянно заканчиваются деньги на транспортные расходы.
Ситуацию должна была исправить оптимизация маршрутной сети и обновление автопарка. Но и здесь что-то пошло не так. Напомним, ПАТП-8 оформило договор на покупку 100 микроавтобусов «Газель Next». Сумма контракта составила почти 368 миллионов. При этом один автомобиль стоит порядка 2 миллионов. Выходит, на их покупку собираются потратить почти в два раза больше.
|
---|
Дело в том, что новый транспорт мэрия закупает в лизинг и платить за него будут по частям до 2023 года. Разумеется, придется переплатить — из-за лизинга стоимость автобусов увеличивается почти два раза. Эта «неприятность» тоже располагает к увеличению стоимости проезда.
Александр Вялков, директор департамента транспорта города Омска, также 1 ноября прокомментировал порталу Om1.ru, откуда взялись «30 рублей», и, судя по всему, дептранс — в отличие от департамента финансов готов настаивать на этой цифре.
Александр Вялков:
— Задача, поставленная перед нами депутатами: расчет адекватной экономической модели, учитывающей реалии — стоимость топлива, своевременное обновление и ремонт автопарка, безубыточный тариф. Сегодня эта цифра, с учетом глобального сокращения издержек — 30 рублей за поездку. С ней мы будем обращаться в Горсовет. Напомню, что тариф оставался неизменным в течение трех лет. За то же время солярка подорожала на 70%, запчасти — в полтора раза. При этом мы предлагаем оставить сниженный тариф за проезд, в 25 рублей, при безналичной оплате — проездным билетом, пластиковой картой, с телефона. Для удобства пассажиров весь муниципальный транспорт оснащается «всеядными» терминалами».
Окончательно решение о том, какой будет оплата за проезд в 2019 году, депутаты Горсовета примут в ноябре.
Пока же парламентарии узнают о намерениях городской администрации только из публикаций в прессе и не могут поверить своим глазам. Судя по комментариям, народные избранники даже во сне не видели такого сюжета, чтобы билет на автобус стоил 30 рублей. А вот с версией Масана про 25 они готовы согласиться.
Алексей Саяпин, депутат Горсовета:
— Мне кажется нереальным, что мэрия обратится в Горсовет с таким предложением. Да, возможно, речь пойдет о повышении стоимости проезда на 2–3 рубля, но не более. Горсовет, конечно, ни в коем случае не одобрит «30 рублей», но я не думаю, что администрация действительно решится предложить такую цифру. Максимум, до 25 рублей, не более. Кроме того, нужно требования эти сначала обосновать, чтобы все понимали, откуда эти деньги, чтобы все было официально.
Парламентарий также отметил, что ситуацию с муниципальным транспортом можно значительно улучшить, если перевести его в максимально прозрачное русло — для этого необходимо повсеместно ввести именно безналичный расчет за проезд. В этом случае сам собой решился бы вопрос «теневого рынка» и оттока доходов за пассажирские перевозки, которые в реальности отследить никто не может. По мнению Саяпина, если вывести транспортный рынок в прозрачную плоскость, можно даже переходить к снижению стоимости проезда.
|
---|
Депутат от КПРФ Дмитрий Петренко также подчеркнул, что, по его мнению, коллеги вряд ли поддержат «драконовскую» цифру в 30 рублей. Но в то же время отметил, что пока, по сути, вообще не о чем говорить — никаких документов дептранс депутатам не предоставляет.
Дмитрий Петренко, депутат Горсовета:
— Пока что мэрия только «изъявила желание», обоснования этому повышению я ни одного не увидел. Соответственно, раз нет обоснований, просто «за красивые глаза» мы повышение стоимости проезда не то, что поддержать — рассмотреть не можем. В целом, я очень сомневаюсь, что Горсовет это поддержит. Даже если закладывать в тариф неэффективную работу муниципального транспорта, максимум, на чем можно остановиться — это рублей 25. Но, как я уже сказал, я не могу сделать реальных обоснованных заключений без цифр. Пока что мы узнаем обо всех этих событиях, связанных с повышением стоимости проезда, из СМИ. Когда нас об этом официально оповестят, будут какие-то документы, тогда возможен будет анализ ситуации.
Тем временем частные перевозчики Омска предупреждают, что скоро у них и у их пассажиров вообще не будет возможности выбора. По словам исполнительного директора СРО «Омские перевозчики» Сергея Томилина, стоимость проезда в маршрутных автобусах последний раз изменялась в апреле 2016 года. С тех пор экономическая ситуация не улучшилась: только в этом году, цена на топливо поднималась несколько раз, и многие эксперты уверены, что это не последнее повышение. Не секрет, что частные перевозчики, в этих условиях работают на пороге рентабельности, но не получают никаких дотаций из бюджета города.
|
---|
Сергей Томилин, исполнительный директор СРО «Омские перевозчики»:
— Что касается возможного повышения стоимости проезда, то тут надо подходить осторожно. Мы должны учесть все возможные затраты, с учетом будущих событий, а это не только затраты на ГСМ. В 2019 году нужно будет устанавливать на каждый автобус тахографы, онлайн-кассы, департамент транспорта настаивает на еще одном канале передачи данных системы ГЛОНАСС, не говоря уже о предстоящей замене автобусов, срок эксплуатации которых подходит к концу в 2019 году. Вероятно, новая расчетная стоимость проезда приблизится к 30 рублям, хотя не исключаю, что будут и маршруты, на которых стоимость проезда может быть меньше этого порога. Но, в связи с решением администрации города о переводе всех перевозчиков на систему
муниципальных контрактов, скорее всего, на автобусах всех форм собственности, будет установлена единая стоимость проезда и у пассажиров-омичей не будет никакого выбора.
Как мы будем ездить дальше?
В том, что стоимость проезда изменится, сомневаться не приходится. Давайте же выясним, как это скажется на нашей жизни.
Первое: изменится ли что-то для льготников?
Что касается отдельных категорий граждан: департамент транспорта напомнил, что меры социальной поддержки устанавливаются правительством Омской области, а потому решать, как изменится (и изменится ли вообще) количество бесплатных поездок по льготной транспортной карте, будет министерство труда и соцразвития.
|
---|
Второе: проездные, студенческие и школьные карты.
При безналичной оплате проезда посредством электронных проездных, банковских транспортных карт Сбербанка и через мобильное приложение стоимость проезда планируется установить в размере 25 руб. за разовую поездку.
Также планируется сохранить действующие льготы по проезду для отдельных категорий граждан: студентам и пенсионерам — 3 рубля за каждую поездку при использовании льготного электронного проездного билета в пределах количества приобретенных поездок, школьникам — 6 рублей за разовую поездку за наличный расчет и при использовании льготного электронного проездного.
|
---|
Третье: что будет с маршрутками?
Как мы уже сказали, всех частных перевозчиков после окончания действия текущих договоров и свидетельств ждет переход на регулируемый тариф со всеми вытекающими последствиями. Это значит, что будет единая стоимость проезда в муниципальном транспорте и в маршрутках, но при этом и там и там будут обязаны предоставлять все льготы на проезд.
|
---|
Почему именно 30 рублей?
Приказом РЭК Омской области от 19. 12. 2017 г. были установлены предельные тарифы на перевозку пассажиров предприятиями городского пассажирского транспорта на 2018 год в размере от 36,25 рубля до 40,91 рубля за одну поездку в разрезе перевозчиков. При этом, как мы знаем, реальная стоимость проезда составляла и пока остается 22 рубля уже более двух лет. Компенсацию межтарифной разницы, как водится, добывали из городского бюджета (иногда при поддержке областного).
|
---|
За 2016–2018 гг. размеры предельных тарифов возросли на 39,3% (средний предельный тариф на 2016 год составлял 27,48 рубля за разовую поездку, на 2018 год — 38,27 рубля). Таким образом, применяя процент роста среднего предельного тарифа к размеру установленной провозной платы, расчетный размер провозной платы для населения составляет 30,65 рубля за разовую поездку (22 рубля х 1,393).
У нас же есть такое понятие, как компенсация межтарифной разницы. Почему мы не можем воспользоваться этим и не повышать стоимость проезда?
Средняя разница между предельными тарифами на проезд, установленными РЭК Омской области, и реальным размером оплаты проезда в 2016 году составляла 6,48 рубля за разовую поездку.
В 2018-м средняя межтарифная разница возросла до 16,27 рубля за разовую поездку, соответственно, в 2,5 раза увеличилась нагрузка на бюджет по компенсации межтарифной разницы.
|
---|
Согласно расчетам департамента транспорта, при сохранении в 2019 году размера оплаты проезда в размере 22 рублей за разовую поездку потребность в бюджетных ассигнованиях на компенсацию перевозчикам недополученных доходов в 2019 году составит 930,1 млн рублей, тогда как в 2016-м сумма компенсации составила 371,2 млн рублей.
Александр Вялков, директор департамента транспорта города Омска:
— Увеличение размера оплаты проезда для пассажиров транспорта общего пользования связано с изменением уровня себестоимости пассажирских перевозок вследствие роста цен на топливно-энергетические ресурсы, горюче-смазочные материалы, запасные части, шины, услуги. За 2016–2018 гг. рост цен на тепловую энергию составил 15% , дизельное топливо — 59%, моторные масла — 27%, автомобильные шины — 17%, запасные части — до 2 раз.
В связи с тем, что доходы бюджет и так не велики, а долги и расходы — наоборот, выплатить ПАТП почти миллиард компенсации мэрия просто не может.
Дополнительный вопрос: если можно повысить стоимость «только» до 25 для тех, кто платит с помощью транспортной карты, значит можно работать и при такой стоимости — зачем повышать до 30?
При оплате пассажиром проезда наличными увеличиваются затраты транспортных предприятий на содержание сотрудников и оплату услуг организации, производящей инкассацию полученных денег. Указанные затраты составляют более 19,6 млн рублей.
В связи с тем, что стоимость одной поездки будет значительно дешевле при приобретении транспортной карты, в администрации полагают, что пассажиры, платившие за проезд наличными, начнут покупать проездные, что позволит значительно уменьшить оборот наличных денег в пассажирском транспорте общего пользования и снизить затраты транспортных предприятий.
|
---|