— Андрей, в последнее время в Омске происходят серьезные перемены, в том числе и в транспортной сфере. Как вы считаете, есть ли перспективы для развития этого бизнеса?
— К сожалению, предыдущий директор создал такие условия для бизнеса, что еще месяц — два назад ни о каких перспективах речь вообще не шла. Думали просто о выживании. Судите сами: все мои бывшие маршруты (205, 209, 387 и 210 — более 140 автобусов) ликвидированы, качественный состав водителей и слесарей потерян, конечную остановку, на которой у нас была стоянка с видеонаблюдением, база СТО, пункт проверки технического состояния автобусов перед выездом на линию, диспетчерская, крытый павильон с кабинетом медицинского контроля и биотуалеты — все, как полагается, демонтировали! Бюджет города потерял 1,5 миллиона рублей наших налогов. Вот такой итог «партнерства» с департаментом транспорта в период руководства Мартыненко.
— Неужели остался только негатив?
— Не осталось ничего, но мы участвовали и выиграли конкурс на маршрут № 387. Однако он стараниями разработчиков новой маршрутной сети стал таким неудобным и долгим, что первые три месяца мы, кроме жалоб от омичей, ничего не слышали. Так как привычные для пассажиров улицы Маяковского и Маркса были заменены на 10 лет Октября и Шебалдина, а улица Красный Путь — на крюк «Орджоникидзе — 7-я Северная».
— Разгрузить центральные магистрали — это не такая уж плохая идея, «паровозики» из автобусов и маршруток выстраиваются на сотни метров от остановок.
— Вполне возможно, только сделано это было спонтанно, без предварительного обсуждения и согласования, без требуемого изучения пассажиропотока. Также совершенно не учитывалось уменьшение количества пассажиров. На мой взгляд, как минимум — непродуманно, а если и продуманно, то только как способ увеличить доходность муниципальных предприятий в убыток частным перевозчикам.
— Конкурентная борьба — это механизм формирования любого бизнеса.
— Общественный транспорт — не просто бизнес. Это живой организм, который должен точно реагировать на возникающий спрос: заселился новый микрорайон, построили новый торговый центр, заработал новый рынок — именно на это должен реагировать общественный транспорт. А когда вместо привычной 24-й Северной «давайте запустим» автобусы по 27-й Северной, на которой для этого нет никаких условий, которая не отвечает пожеланиям пассажиров, то это не развитие пассажирской сети, это ее… угробление.
— И в чем же выход, по вашему мнению?
— Универсальная формула: «Не навреди!». Прежде, чем что-то изменить в устоявшейся схеме движения транспорта, нужно все продумать: изучить пассажиропотоки, наметить оптимальные схемы движения, провести обсуждение, подготовить инфраструктуру. И только потом пускать автобусы по новым маршрутам. Все это общеизвестно, но почему-то часто этим пренебрегают. Как в случае с разработкой новой сети питерскими «специалистами», которые на самом деле просто находятся в плену стереотипного мышления работы общественного транспорта эпохи социализма, когда степень эффективности подвижного состава определялась его максимальным заполнением в часы пик. Но время и условия жизни очень изменились. В несколько раз возросло количество личного транспорта и компаний, предоставляющих услуги такси, даже количество велосипедистов выросло за последние два-три года, а в муниципальных пассажирских предприятиях ждут, чтобы заполнились «под завязку» автобусы большого класса. Мне кажется, что эти времена давно прошли, и чем быстрее это поймут в руководстве города, чем быстрее перестанут подкармливать неэффективное и наладят диалог с перевозчиками, тем быстрее мы получим качественное транспортное обслуживание в Омске.