Остап Бендер как-то сказал, что стопроцентную уверенность человеку может дать только страховой полис. Полис ОСАГО такую уверенность не внушает. Наоборот, омские последователи великого комбинатора научились на автогражданке зарабатывать.
Алексей Алгазин:
— Еще в 2001 году я защитил диссертацию по проблемам расследования страхового мошенничества. С тех пор появились новые способы обмана. Но самым распространенным остается инсценировка ДТП с целью получения страховой выплаты.
Этот способ мошенничества возник вместе с ОСАГО. Его суть — ввести страховую компанию в заблуждение, представив документы о ДТП, которого на самом деле не было. Часто водители, которые случайно разбили свою машину, просят соседа, друга, родственника «побыть» виновником аварии, чтобы за счет страховой компании отремонтировать авто.
«Помню, как-то мы разоблачили смешной случай примитивного мошенничества, когда отец на КамАЗе якобы врезался в «Тойоту» своего сына. При этом на бампере легковушки был явный след от круглого столба, а не от бампера КамАЗа. Но, чтобы избежать разоблачения при совмещении повреждений на обоих автомобилях, отец перед осмотром приварил к бамперу КамАЗа железную трубу», — рассказывает эксперт.
Инсценировка ДТП с участием госавтоинспекторов и страховщиков
Впрочем, одно дело, когда страховое мошенничество — это частный случай. Гораздо страшнее, когда обманом страховых компаний начинают заниматься организованные преступные группы. Сегодня они активно «работают» в крупных городах страны: Казани, Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Краснодаре, Новосибирске, Владивостоке и десятках других. Подобная ОПГ недавно была разоблачена и в Омске.
Исковое мошенничество — еще один способ обмана страховых компаний
Появился он после Постановления Пленума Верховного суда РФ, когда высший судебный орган отнес страховые споры к спорам в сфере защиты прав потребителей. То есть с этого момента мошенники официально могли подавать иски без оплаты госпошлины, по месту жительства истца и получать от страховой компании дополнительно 50% от суммы иска.
Алексей Алгазин:
— По всей стране открылись сотни юридических фирм, обществ защиты прав потребителей, со специализацией на страховых спорах. Возникла практика договоров цессии — покупки долгов перед страховой компанией. У страховщиков начали похищать базы клиентов, число исков достигло сотен тысяч в месяц. Из ущерба в 20 тысяч рублей мошенники с помощью собственных оценщиков через суд «накручивали» 120 тысяч рублей и получали еще 60 тысяч штрафа, плюс расходы на оценку и юридические услуги.
Такие дельцы получили название недобросовестных автоюристов или антистраховщиков. В результате их деятельности сотни компаний обанкротились или ушли с рынка, десятки прекратили продавать полисы ОСАГО, остальные потерпели колоссальные убытки.
«В качестве примера могу привести свой опыт участия в пресечении деятельности ОПГ страховых автомошенников в Волгограде. В этом городе и соседних регионах в 2016–2017 гг. возникла сложная криминогенная ситуация, вызванная сотнями удовлетворенных судами исков автоюристов. Одним из запланированных мероприятий стал проведенный мною на базе ГУВД по Волгоградской области обучающий практический семинар для сотрудников дознания, следствия, уголовного розыска, оперативников ОБЭП и ПК, на котором сотрудники получили информацию о типичных способах страхового мошенничества, методах его выявления, типовых следственных действиях, назначаемых экспертизах и правильной квалификации действий страховых мошенников», — рассказывает Алексей Алгазин.
Подделка полиса ОСАГО — махинация, набирающая популярность
Цены на ОСАГО растут и в последнее время многим полис становится попросту не по карману. И если раньше поделки делали в странах Балтики, Эстонии и Литве, то теперь их активно печатают в Китае. И высокая степень защиты, к сожалению, не является препятствием в изготовлении высококачественных подделок.
Алексей Алгазин:
— Сегодня мошенники научились подделывать и электронные полисы ОСАГО, изменяя в программе регион регистрации транспортного средства, для выбора наиболее дешевого тарифа ОСАГО. А многие водители вообще просто отказались от покупки полиса ОСАГО, рассуждая, что стоимость страховки в несколько раз превышает штраф за езду без нее. А при аварии решают проблему возмещения ущерба за счет собственных средств.
Ответный удар
Впрочем, эксперт уверен, что страховые компании сами отчасти виноваты в сложившейся ситуации. Страховщики в последнее время все активнее стараются занижать суммы выплат или даже находить причины для отказа в таких выплатах. В частности, в Омске работал филиал страховой компании «Русские страховые традиции», директор которой просто поручил своему юридическому отделу разработать правовые «зацепки», позволяющие отказывать всем обратившимся по полисам ОСАГО. Было разработано несколько типовых фабул и бланков отказа, в которые только вписывались данные водителя и автомобиля. Отказывали в итоге всем. Через небольшой промежуток времени судьи Кировского районного суда каждый свой рабочий день начинали и заканчивали с рассмотрения исков именно к этой компании.
Такая практика экономии на клиентах в итоге и привела к тому, что страховщиков теперь стремятся обмануть не только профессиональные мошенники, но и все недовольные клиенты и профессиональные юристы.
Алексей Алгазин:
— Думаю, что грядущие изменения Закона об ОСАГО в части увеличения тарифов на покупку полисов отразятся, в том числе, и на криминальных характеристиках страхового рынка: это спровоцирует новый вброс поддельных полисов, правовой нигилизм в части отказа водителей от заключения договора ОСАГО и вызовет удвоенное желание потерпевших от ДТП поквитаться со страховой компанией за большие тарифы и «отбить» максимум денег в суде, в том числе за счет искусственно «раздутых» сумм ущерба. А страховые компании по-прежнему будут, с одной стороны, выявлять мошенников, с другой — занижать выплаты и придумывать основания для отказа в них.