Сегодня «Яндекс» и Uber объявили об объединении бизнесов по онлайн-заказу поездок в России, а также в Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии и Казахстане. По условиям соглашения, Uber и «Яндекс» инвестируют соответственно 225 млн долларов и 100 млн долларов в новую компанию, оценивая объединенную компанию в 3,725 млрд долларов. 59,3% компании будут принадлежать «Яндексу», 36,6% — Uber, а 4,1% — сотрудникам.
«Яндекс.Такси» появилось в России в 2011 г., Uber пришел на российский рынок через два года. По данным «Коммерсанта», «Яндекс» с апреля искал новых инвесторов, чтобы привлечь до 200 млн долларов, однако информации в СМИ об их возможном объединении не было. Поэтому такое решение стало для многих неожиданным.
Мнение экспертов можно разделить на две категории. Одни заявляют, что объединение — это плюс, поскольку увеличится автопарк и машины будут приходить быстрее. Вторые заявляют, что появление монополиста на рынке приведет к повышению цен и ухудшению качества услуг.
Олег Амосов, председатель общественного движения «Форум такси»:
— Плюсы для пассажира в том, что объединяются базы водителей. Уменьшается время подачи автомобиля до пассажира. Плюс для водителя — большее количество заказов. Я думаю, что это никак не отразится и не повлияет на ценообразование.
Ирина Зарипова, председатель общественного совета по развитию такси:
— Не думаю, что тарифная политика сервисов изменится — у новой структуры остается большое число конкурентов, таких как Fasten, RuTaxi, «Максим» и Gett, занимающих значительные доли рынка. Любые решения объединенной компании, ведущие к повышению тарифов для таксопарков, приведут только к перетеканию партнеров и водителей к компаниям-конкурентам, что окажет негативное влияние на качество сервиса. Вряд ли «Яндекс» и Uber этого не понимают.
Станислав Швагерус, председатель общественного движения «TAXI 2018»:
— Вопрос о монопольном установлении тарифов, которые ниже себестоимости, напрямую повлияет на безопасность и качество перевозки. Когда на априори высококонкурентном рынке появляется монополист, ухудшается качество обслуживания.
Роман Круглов, председатель Межрегионального транспортного профсоюза:
— Основной доход этих компаний заключается в определенных процентах с каждого заказа. Им выгодно, чтобы цена была выше. Отсутствие конкуренции может ослабить контроль за водительским составом и за техникой.
Антон Иншутин, сооснователь и партнер Inventure Partners:
— Обычно консолидация рынка приводит к стабилизации или повышению цен в среднесрочной перспективе. С этой точки зрения это плюс для всех игроков рынка, включая Gett. Консолидация также, скорее всего, приведет к увеличению комиссии с таксопарков и таксистов, что опять же хорошо для всех агрегаторов такси. При этом объединение, скорее всего, приведет к сокращению времени подачи машины, и с этим Gett конкурировать будет сложнее.
Ирина Гущина, представитель Uber в России и СНГ:
— Мы не планируем изменения тарифов. После создания новой компании таксопарки и водители перейдут на единую технологическую платформу, что позволит увеличить количество доступных для выполнения заказов машин, сократить время их подачи, снизить холостой пробег, повысить надежность и доступность сервиса в целом
Пресс-служба «Яндекс.Такси»:
— Никаких радикальных изменений тарифов, связанных с объединением, мы не ожидаем — ни сейчас, ни в будущем. Стоимость формируется автоматически в режиме реального времени, она зависит не только от тарифа, но и от текущего баланса между спросом и предложением в данный конкретный момент времени и для данной конкретной точки на карте.
Сделка, в результате которой появится новая компания, еще должна пройти процесс одобрения регуляторов. Кстати в ФАС об объединении Uber и «Яндекс.Такси» узнали из СМИ.
Игорь Артемьев*, руководитель ФАС:
— Если сегодня Uber и «Яндекс.Такси» ходят соединиться, значит, это их замечательное желание, но у государства есть закон о защите конкуренции, соответственно, через призму этого закона эта сделка должна быть рассмотрена, и мы будем заниматься. Они, наверное, готовятся к тому, чтобы подать нам ходатайство, в общем, решили немножко рассказать вперед перед этим, это их законное право. Мы особо не переживаем, если придется разрешать сделку, значит разрешим, второй вариант — откажем, а третий — разрешим с предписанием.
В тексте использованы цитаты из РБК, «Интерфакса», RNS, Meduza.io, «РИА Новости»
Источник: 66.ru
* — признан Минюстом РФ иностранным агентом