Троллейбусы в Омске ходят с 1955 года. В лучшие годы омского электротранспорта существовало 16 маршрутов и два троллейбусных депо. Одно из них, располагавшееся на улице Ватутина, прекратило работу как самостоятельный хозсубъект в 2013 году. Здание уже несколько лет не используется, поговаривают о его приватизации, а стоянку планируют перенести на разворотную площадку в поселке Солнечный. Маршруты тоже постепенно сокращались, сейчас их осталось только 8 при протяженности сети в 155 км.
Оставшееся депо у «Городка Водников», куда ближе к вечеру идут все троллейбусы из центра, обслуживает всю сеть. При этом на работников ложатся дополнительные обязанности вроде мойки и чистки опор контактной сети. Формально эта работа не является обязательством депо, но, так как в городе этим больше никто не занимается (за отдельные участки отвечают трамвайное депо и «Энергохозяйство»), шпателями и кистями вооружаются водители троллейбусов. Выходить на уборку приходится каждый день.
Сейчас парк насчитывает 145 троллейбусов, 110 из них выходит в линию. Большинство машин устарели — это троллейбусы 2005–2006 годов выпуска, есть ЗИЛы 1996–1998 годов. В последний раз парк обновлялся три года назад — в 2014-м МП «Электротранспорт» закупило 10 новых машин, которые пустили по маршруту №4. До этого поступление было только в 2009 году.
Депо находится в старом советском здании с мозаиками на стенах и редкими растениями среди железа и мазута. Здесь располагаются зоны техобслуживания, цех капитально-восстановительного ремонта, где троллейбусы практически пересобирают заново, малярный участок и другие технические службы. Техобслуживание делится на три части: ежедневное ТО с мойкой и уборкой салонов, ТО-1, которое проводится раз в неделю независимо от пробега, и ТО-2, куда машины становятся через каждые 10 тысяч пройденных километров.
По словам Белозерова, в день из 110 троллейбусов в линии с поломками возвращаются не больше 4–6 в день. Это совсем немного, учитывая изношенность транспорта.
На малярном участке троллейбусы покрывают грунтовкой и красят. Делать это приходится довольно часто, в том числе из-за необходимости убирать рекламу.
Депо, как и все предприяния муниципального транспорта, испытывает острую нехватку персонала. Впрочем, сотрудники, которые продолжают работать, могут проявлять чудеса ответственности. Одна из водительниц, когда ее троллейбус встал на ремонт, пришла в цех делать уборку, вместо того чтобы воспользоваться незапланированным выходным. Женщина по своей инициативе мыла салон и чистила стекла, пока работники ТО ковырялись в моторе.
Потихоньку депо охватывают процессы модернизации. Недавно там заработала — пока в пуско-наладочном режиме — газовая котельная, над установкой которой работали около четырех лет. Дело в том, что депо не подключено к центральной отопительной системе и все эти годы отапливалось с помощью мазутной котельной, потреблявшей до 500 тонн мазута в год. Сейчас надеются, что это позволит снизить загазованность в центальной части города.
— Раньше были мазутные выбросы в атмосферу, у кочегаров были тяжелые условия работы. Сейчас в газовой котельной работают те же люди — они прошли обучение, сохранили свою работу, но при этом работают в экологически чистой котельной, — рассказали в депо.
Еще один болезненный для горожан вопрос — часы работы транспорта. Многие замечают, что троллейбусы вывешивают таблички «до Водников» сразу после обеда. Как выяснилось, это связано с односменными короткими графиками, но их немного от общего числа. Вообще транспорт работает с 5:30 до 23:00 часов, особенно интенсивно — в часы-пик.
В цеху капитально-восстановительного ремонта троллейбусы проводят до полугода. За это время их полностью разбирают и собирают заново.
Он отмечает также положительный эффект для депо от запрета пассажирских «Газелей». С того времени, как конкуренцию на дорогах искусственно сократили усилиями администрации, в «Электротранспорте» увеличился пассажиропоток и вместе с ним выручка.
Отметим, ранее мэрия сообщала, что за первые 10 недель после отмены нелегальных маршруток муниципальные предприятия заработали 14 млн рублей за счет оплаты проезда. Прибыль собираются увеличить еще на 7%.