В прошлом году 25 коммерческих пассажирских маршрутов стали принимать оплату не только наличными, но и по электронным проездным (безлимитным и с ограниченным количеством поездок). Ещё раньше частные перевозчики разрешили бесплатно ездить в маршрутках льготникам с транспортными картами. Чем выгодна предпринимателям такая «благотворительность»? Ведь бизнес не может действовать себе в убыток.
Бесплатные поездки для льготников
Самый простой случай – бесплатное обслуживание льготников с транспортными картами: инвалидов, ветеранов войны и труда, пенсионеров, сирот, почётных доноров, почётных граждан.
Игорь Кожухов, заместитель директора департамента транспорта администрации Омска:
– Федеральным и областным льготникам предоставляется 30 бесплатных поездок в течение месяца. Затраты на провоз таких льготников компенсируются перевозчикам из областного бюджета на основании договора с министерством труда и социального развития Омской области.
Компенсацию перевозчику Минтруд перечисляет по безналичному расчёту. Её размер зависит от того, сколько раз маршрутки предпринимателя обслужили пассажиров-льготников: за каждую бесплатную поездку полагается определённая сумма.
|
---|
Поездки за 22 рубля
Часть коммерческих маршрутов возит пассажиров не за 25 рублей, а за 22 рубля – по тарифу, который действует в муниципальном транспорте. В омском законодательстве такой тариф называется регулируемым. Предприниматели соглашаются брать с омичей за проезд по 22 рубля, потому что мэрия возмещает им недополученный доход из городского бюджета.
Игорь Кожухов:
– Региональная энергетическая комиссия определяет индивидуально для каждого перевозчика стоимость провозки одного пассажира. Если перевозка осуществляется по регулируемому тарифу, то администрация города Омска предусматривает для перевозчиков компенсацию. Мера социальной поддержки составляет разницу между стоимостью проезда в пассажирском транспорте и себестоимостью перевозки пассажиров.
В маршрутках с регулируемым тарифом действуют льготы и проездные билеты.
Напомним, что несколько дней назад расценки до 22 рублей снизили и на некоторых маршрутах с нерегулируемым тарифом. Так перевозчики хотят привлечь больше пассажиров. Мэрия отмечает: предприниматели имеют на это право. Однако в таких маршрутках проездные и льготы недействительны.
|
---|
Электронные проездные
Самый нестандартный случай – маршрутки, которые работают по нерегулируемому тарифу, но, тем не менее, принимают у пассажиров электронные проездные. За такую щедрость перевозчикам компенсация не положена. Правда, департамент транспорта регулярно выплачивает им фиксированную сумму. Но возместит ли она затраты на скидки по проездным, предугадать нельзя.
Что же заставляет предпринимателей приобретать у муниципального предприятия «Пассажирсервис» специальные терминалы и возить пассажиров за виртуальные деньги вместо наличных? Оказывается, «боязнь пустоты».
Игорь Кожухов:
– Этим в основном занимаются те перевозчики, которые имеют подвижной состав среднего и большого класса. Сегодня так сложился рынок перевозок, что у нас много транспорта и много незаполненного подвижного состава катается на линии. У тех перевозчиков, которые купили себе более вместительный и более дорогостоящий подвижной состав, он в течение дня слабо заполненный ходит. У них есть в достаточном количестве свободные места. И перевозчикам выгодно помимо пассажиров, оплачивающих проезд полностью, провозить детей за 16 рублей и пассажиров с проездными билетами за 19 рублей.
Председатель объединения перевозчиков «Безопасный город» Иван Меняйлов объяснил, что «гонять» по дорогам пустые автобусы предпринимателям накладно.
Иван Меняйлов, президент некоммерческого партнёрства «Безопасный город»:
– Себестоимость одного часа работы машины на линии – она одинакова. Чем больше людей перевозишь, тем больше выручишь и тем ниже получается себестоимость часа.
Поэтому получать от мэрии фиксированную сумму и пускать в салон пассажиров с проездными для перевозчиков более рентабельно, чем «возить воздух» себе в убыток.
Игорь Кожухов:
– А вот владельцам маловместительных автобусов это не интересно. Они в часы пик и так наберут себе пассажиров, которые в полном объёме оплачивают проезд.
Отметим, что департамент транспорта намерен полностью вытеснить маленькие «ГАЗели» с улиц Омска. Сегодня мэрия объявила, что с 1 марта 2017 года расторгает договор с перевозчиками, которые не заменили «ГАЗели» на более вместительные автобусы.
Фото: архив Om1.ru