Сегодня в Омске открыли, наконец, Юбилейный мост. Омичи ждали этого события без малого год, ведь началась масштабная реконструкция 7 октября 2017-го.
|
---|
Открывали мост очень торжественно, на мероприятии присутствовали мэр города Оксана Фадина, губернатор Александр Бурков и полпред президента в СФО Сергей Меняйло. Прогремел фейерверк.
|
---|
Казалось бы, что тут праздновать? Ведь это самый простой «мостик», всей красоты — запоминающийся, как будто плетеный, парапет да несколько высоченных «петербургообразных» фонарей.
|
---|
Юбилейный мост сегодня. |
Но есть нюанс! Ведь на самом деле Юбилейный — это живая история омского мостостроения. И он, как своеобразный символ нашего города, вполне заслуживает торжественного открытия.
|
---|
Даже сегодня в Омске при низкой воде можно увидеть загадочные останки старых мостов. |
Как писал в «Омской правде» историк Евгений Евсеев, расположение Юбилейного моста обусловлено исторически сложившейся испокон веков линией перехода из старой Омской крепости в новую. В дальнейшем этот путь определил и формирование улицы Ленина, и застройку исторической части Омска в целом, и направление дороги.
|
---|
Кстати, пешеходный мост через Омь, о котором сейчас мечтают урбанисты, у нас уже был. |
«Родословная» Юбилейного моста, уходящая в глубины XVIII века, отражает историю мостов: сначала деревянных, затем железных, а в наше время — железобетонных. Мосты-предшественники Юбилейного — это своеобразный градообразующий стержень города.
|
---|
Устье Оми. Примерно 1905–1910 год. |
Когда же он возник? Первым на месте современного Юбилейного появился старый деревянный мост, построенный в 1790-м. В 1826 году его перестроили и назвали Ильинским. Главной его проблемой, как и других деревянных мостов, была неустойчивость к ледоходу.
|
---|
Деревянный Ильинский мост, предшественник железного Парижского. Примерно 1893–1901 год. |
В 1903 году на этом же месте построили железный разводной мост, который омичи звали «Французским» или «Парижским». Правда, разводился он не вертикально, как мосты Северной столицы, например, а горизонтально — поворачиваясь вдоль реки.
|
---|
Фото в тему: Легендарные омские наводнения. Остается радоваться, что сам Любинский не унесло вслед за мостом. |
Он считается долгожителем среди омских мостов, так как прослужил целых 62 года (теперь-то у Юбилейного есть все шансы побить его рекорд!). История с Парижским мостом хороша тем, что, по одной версии, тогдашний городской голова Н.П. Остапенко впечатлился им на Всемирной выставке в Париже, с которой к нам и привезли мост. Есть также «городская легенда», что его звали «золотым», потому что Остапенко заплатил за него золотом по весу.
|
---|
Правда в данном случае, в том, что мост был действительно слишком дорогим для Омска, особенно из-за того, что его сделали разводным. И это очень запомнилось современникам.
|
---|
Парижский мост во всей красе |
По другой версии, строили и проектировали его все же в России. Правда, единого мнения о том, кто именно, нет.
Имеется и третья, усредненная версия. Остапенко «подсмотрел» в Париже идею моста, а собрали его в Омске — то ли омские инженеры, то ли российские, то ли французские — разные источники выдвигают разные теории.
|
---|
1918 год. У железного моста-долгожителя фотографий много! |
Кто бы это ни был на самом деле, собрали железный мост в Омске довольно плохо, из-за чего с ним постоянно случались какие-нибудь приключения.
|
---|
Последние годы жизни Парижского моста, примерно 1962–1965 гг. Обратите внимание на деревянные волнорезы, защищающие опоры моста от разрушения льдом. |
Он регулярно ломался из-за наводнений, а после того как по нему провезли огромный котел весом в 21 тонну, разводную часть заклинило. Возникли проблемы с проходом кораблей по Омке.
|
---|
Окончательно разводная часть сломалась в 1943 году, когда из-за Великой Отечественной войны в Омске возросли транспортные потоки к эвакуированным предприятиям и нагрузка на мост в разы увеличилась. А судоходство на Оми встало окончательно.
|
---|
Железный мост. Омичи пишут, что в юности переходили мост по фермам внизу — когда его перекрывали, например, для демонстраций. |
В 1936 году рядом с Парижским мостом построили Трамвайный мост — и теперь они страдали от весенних катаклизмов вдвоем.
|
---|
Вот Трамвайный мост еще стоит… |
|
---|
…А вот уже нет. В 1947 году Трамвайный мост рухнул под напором льда. Фото: Семейный архив Олега Пирогова. |
|
---|
Омка разбушевалась и снесла мост. |
Чтобы мост не уносило ледоходом, лед регулярно взрывали, а саму конструкцию держали стальными тросами. В 1960-е годы, когда угроза разрушения была сильнее всего, по весне мост держали не только тросы, но и танки.
|
---|
Собственно, танки |
Наконец, в 1966 году «старичка» отправили на покой. Разобрали. А на его месте построили, наконец, нашего современника — Юбилейный мост.
|
---|
1966 год. Укрепление берега Оми перед постройкой Юбилейного моста. |
Судя по всему, проектировщикам поставили сверхзадачу — больше никаких опор, ферм и волнорезов, которых сносит по весне!
|
---|
1966–1967 гг. Понтонный мост, возведенный на время, когда Железный мост уже снесли, а Юбилейный еще не построили. Как пишут очевидцы, мост был очень низкий и «качался под ногами». Автор: Фрумгарц М.И. |
И они с задачей справились — Юбилейный мост получился необычным и практически не имеет аналогов в нашей стране: две консоли с опорой на берега, внутри которых высокопрочная арматура, и железобетонная средняя часть, буквально парящая в воздухе между ними.
|
---|
Ноябрь 1967 года — первое открытие Юбилейного моста. |
Что мы знаем о Юбилейном еще? Он так называется в честь 50-летия Октябрьской революции. В Сети есть еще одна «городская легенда», мол, где-то там, под мостом — вход в некие подземные пещеры, правда, про них никто ничего не знает. Другое направление «мостовой мифологии» — это предсказания о том, что он все-таки рухнет.
|
---|
Юбилейный мост с иллюминацией, 1972 год |
Причем предсказывали это не только пользователи соцсетей, но и такие именитые специалисты, как экс-глава «Мостовика» Олег Шишов. Который в 2016 году писал в «Фейсбуке», что есть «очень большая постоянно нарастающая опасность, которая ведет к катастрофе». И крайне одиозно выглядит предсказание «казахстанской Ванги» — ясновидящей Веры Лион, которая предупреждала городские власти об «обрушении части моста в самом Омске».
|
---|
Юбилейный до реконструкции, наши дни |
|
---|
|
---|
Теперь мост обновили, и строители уверяют горожан, что бояться нечего.
При испытаниях, когда на мост вывели дюжину груженых КамАЗов, проверяющие ощутили волны вибрации. Но гендиректор фирмы-подрядчика «МостРемСтрой» Михаил Быков заявил, что это совершенно нормально.
|
---|
Юбилейный мост сегодня, 3 октября 2018 год |
— Это живой организм, он и должен вибрировать. Если бы он был статичный и неподвижный, он бы сломался, — заверил подрядчик.
Так или иначе страшный «год без моста» закончился. Юбилейный официально открыт и вновь свяжет между собой северную и южную части центра города, а также главные пешеходные пространства Омска — Любинский, Валиханова и вторую часть улицы Ленина.
|
---|
Юбилейный мост сегодня. Часть 2: Вечер. |