Разговоры о строительстве омского метро не утихают. Еще недавно было приняло решение о его окончательной консервации. Но недавно Минтранс РФ заявил, что объект в Омске должен быть достроен, обосновав свои требования «недопущением неэффективного использования средств федерального бюджета». Сегодня степень готовности омской подземки составляет почти 36%, уже есть одна станция, мост и 7,5 км пути. Но насколько реально завершить глобальную стройку или все закончится очередными разговорами, портал Om1.ru поинтересовался у экс-гендиректора НПО «Мостовик» Олега Шишова.
— Олег Владимирович, как вы считаете, так быть омскому метро или все же не быть? Есть ли хоть один реальный шанс его достроить?
— Отвечать на вопросы о создании метро в любом городе, в том числе в Омске, без общего анализа развития региона нельзя. В любом городе мира оно является основой транспортного обеспечения, которое должно соответствовать текущему и перспективному развитию региона. Возьмите один из самых крупных городов Азии — вьетнамский Хошимин. Там за последние шесть лет численность населения увеличилась в полтора раза — с 8 до 13 миллионов человек. И через пару лет по этому показателю мегаполис обгонит Москву. Пассажиропотоки там огромные, городу просто необходимо метро. Поэтому сейчас мы предлагаем свои проектные решения строительства подземки в этом городе. А теперь взгляните на экономику Омска. К сожалению, в последние 5–6 лет очевиден провал и, как следствие, отток из Омска не просто людей, а наиболее креативных и профессионально подготовленных специалистов. Ежемесячно город покидает около 5 000 человек. Это очень плохо и убивает все перспективы региона. Если стагнация продолжится дальше, зачем вообще Омску метро? Зачем дороги, трамваи, автобусы, больницы, школы? Дома тоже опустеют. Но! Существуют очень интересные варианты интенсивного экономического развития всей Омской области и в первую очередь Омска. Важно не пропустить эти возможности. Тогда и метро будет востребовано и многое еще что.
Как сказал великий Павлов, «Функция рождает орган». Так и здесь. Решать подобные вопросы нужно не потому, что какой-то чиновник сказал и подписал некий указ, а через призму естественных экономических, государственных и прочих вопросов. Без всего этого рассуждать о крупных проектах бессмысленно. К сожалению, все это я понимал уже в тот момент, когда взялся за строительство метро. Но людей продолжают обнадеживать и обманывать. И я не понимаю, почему омичам нельзя сказать правду?
— Если начать достраивать этот объект, сколько, по вашему мнению, на это потребуется времени и денег?
— Существующий проект, прошедший главгосэкспертизу, предполагает строительство 1-й очереди 1-й линии метро в Омске от ст. «Библиотека Пушкина» до станции «Рокоссовского», включая электродепо.
Первая линия будет иметь всего пять станций и свяжет Левый берег с центром города. Эту линию с учетом того, что уже построено, можно завершить за 3,5 года. На строительство и оснащение всем оборудованием, электродепо с подвижным составом потребуется 24 млрд рублей. Все метрополитены при создании первых участков требуют повышенные удельные затраты. В дальнейшем увеличение линий метро становится значительно дешевле.
— Как вы думаете где в Омске в идеале должны проходить линии метро?
— В первую очередь, необходимо построить линию метро от аэропорта Федоровка до пересадочной станции «Торговый центр». Такое решение может быть и важной составляющей экономического развития региона. Затраты на строительство от ст. «Рокоссовского» до ст. «Аэропорт» будут самыми минимальными, по проекту на этом участке метрополитен планируется по поверхности земли.
— Проект омского метро был вами разработан в 2013 году. Наверняка, с тех пор появились уже более современные и менее дорогостоящие технологии?
— Проект омского метро не копирует устаревшие и дорогие технологии советских метрополитенов. Нам удалось собрать все самое современное в мире для нашего омского метрополитена. Были разработаны специальные технические условия — индивидуальные нормы и требования, утвержденные в установленном порядке. Благодаря применению современных инновационных решений нам удалось значительно (на 20–25%) сократить капитальные затраты, но главное, практически в 2,5 раза сократить затраты на эксплуатацию. Сейчас мы с нашими знаниями конкурируем в аналогичных проектах по строительству ЛРТ в крупнейших городах за пределами России. Так что мы знаем все основные проблемы строительства метро и в России, и в других странах. В нашей стране сегодня огромные деньги уходят на освобождение земельных участков. Мы совместно с губернатором Леонидом Константиновичем Полежаевым предусмотрели законодательное закрепление земельных участков в генплане города под строительство станций метро всех линий. И если мы, омичи, не имеем возможности развивать наш регион сегодня, то необходимо дать эту возможность хотя бы нашим детям. Нельзя допустить захват законом выделенные под транспортные нужды города земли на другие, частные, коммерческие цели.