— Одним из главных отличий французской школы является то, что большинство начинает ходить в нее уже в три года, хотя обязательное образование начинается только в шесть. По статистике, уже 12% французских малышей идут в «материнскую школу» — своего рода эквивалент нашему садику — в два года. К трем годам этот процент вырастает примерно до 90. Связано это, во-первых, с бесплатностью таких заведений, а во-вторых — с тем, что отпуск после родов во Франции редко длится дольше нескольких недель. Плюс дети получают подготовку к школе, это благоприятно сказывается на их социализации, помогает им самоопределиться.
Основные принципы французского образования — бесплатность, светскость и нейтральность. Бесплатность подразумевает доступность образования для всех слоев общества. Дети, какого бы происхождения они ни были, могут получить точно такое же образование, как и любой другой француз. Конечно, если семья успела получить вид на жительство. Светскость и нейтральность предполагают, что в школе вашим детям не станут навязывать какую-либо религию или идеологию. Конечно, на деле не всегда это выполняется, но в целом Франция уверенно следует своему девизу: «Свобода, равенство, братство».
|
---|
Ставка преподавателя — 18 часов в неделю, средняя зарплата — около 1,3 тыс. евро. Тут нужно помнить, что жизнь во Франции стоит дороже, чем в России, но и позволить себе преподаватель может больше — хотя бы один хороший отпуск раз в год. На фото: преподаватель русского как иностранного Данила Старков. |
Обязательное образование длится с 6 до 16 лет. Оно охватывает два школьных звена: начальную школу (5 лет) и коллеж (4 года). Коллеж — начало нового этапа в жизни 11-летних подростков. Как правило, за эти четыре года полностью меняется их отношение к учебе, они узнают свои сильные стороны, у них появляются жизненные ориентиры.
С дисциплиной в школах Франции все очень жестко. Как и в российских школах, учитель всегда может связаться с родителями, чтобы поговорить о поведении детей, или сразу написать жалобу на имя директора. Звучит не очень страшно, но на деле такие жалобы могут привести к серьезным последствиям — вплоть до исключения из школы. Ученики, конечно, это понимают, но дети есть дети. Многие все равно проносят тайком на уроки телефоны, делают селфи, ходят по партам во время перемен, отпрашиваются с урока в туалет просто так...
|
---|
Классы в коллеже отсчитываются не так, как в России. Поступая, дети попадают в шестой, за которым идет пятый, четвертый и третий. На фото: урок в пятом классе. На примере тематических слайдов дети пытаются разобраться, как найти взаимопонимание между разными странами. |
Дисциплина во французской школе — это в первую очередь проблема учителя. Был у нас класс, ребята по-своему замечательные, просто каждый — ну прирожденная звезда. Как с ними работать? Приходишь на урок — и в голове начинается арифметика: один мальчик выдерживает только минуту вне центра всеобщего внимания, другой может сидеть спокойно не дольше двух минут. На задней парте обязательно есть девочка, которая выкрикивает что-нибудь с периодичностью в три минуты, и так далее… Весь урок — как жонглирование. Нужно успеть вовремя дать нужному ребенку слово и вставлять свои комментарии по поводу того, что он скажет… Продуктивны ли такие уроки? Честно говоря, не очень.
Сначала я думал, что так бывает только на моих уроках. На самом деле для этого класса это было нормальное состояние: зоопарк на математике, зоопарк на английском... Зато на музыке — идиллия, все находят себе место. Дети творческие, у таких талант на таланте, никакой академичности. Но дети в этом не виноваты. Ругать их и наказывать за гиперактивность, за то, что от природы они кинестетики, нет смысла. Зачем портить человеку детство и прививать нелюбовь к миру? Школа нужна не для этого.
|
---|
На фото — ученики 4-го класса коллежа во время перемены. Тот самый класс Данила Старкова, каждый ребенок в котором — суперзвезда. |
Был еще один забавный класс, где русский учили несколько девчонок — вылитые героини американской комедии «Дрянные девчонки», только помладше лет на пять. Из всего умудрялись извлечь выгоду, всегда знали, на кого из учителей можно надавить, как выставить кого-то в классе виноватым… Вот только несколько примеров типичных психологических манипуляций.
Девочки получают проверенные контрольные и незаметно исправляют в них две-три-пять ошибок (например, «о» на «а» или приписывают отсутствующее окончание в слове). Затем с возмущенным видом показывают работу учителю. Говорят, что тот поставил им низкую оценку несправедливо. Преподавательница русского, с которой я работал, придумала хитрую шутку: отксерокопировала все контрольные, и когда в следующий раз к ней выстроилась очередь из возмущенных «отличников», выложила на стол стопку отксерокопированных контрольных. Девочка, кричавшая громче всех, вдруг замолчала. Очередь рассосалась, все расселись по местам. Как будто ничего и не было.
|
---|
Вся информация о домашних заданиях и пройденном материале во Франции заносится в компьютер (своего рода электронный дневник). На фото: нарисованный учениками плакат на тему агрессии в школе. |
Но один раз девчонки перестарались. Они написали жалобу на преподавателя. В этой жалобе говорилось о том, что им якобы занижали оценки, не давали проявить свой потенциал во время уроков и т.д. Просто этот предмет был в школьном плане далеко не первым, и им хотелось попроще получить хорошие оценки. Директор — умная женщина — поговорила с другими учителями, делая акцент на жалобщиков. Оказалось, что у них есть проблемы и с другими предметами. Все они были разного характера, общим было только то, что везде кто-то «пренебрегал их правами», что во всем «был виноват учитель».
Провели собрание, девочек кое-как успокоили (несколько бесед с родителями быстро поставили их на место). Только преподаватель, на которую они написали жалобу, потом еще долго плакала в учительской. Для нее это был настоящий стресс: ей тоже пришлось отчитаться, и не один раз.
|
---|
Успеваемость оценивается не так, как у нас: дети получают баллы от 1 до 20, где 20 — лучшая оценка. Система позволяет быстро вычислить средний балл ученика. На фото: коллеж Жюль Ферри (в пригороде Парижа). |
Правил для преподавателей много, в том числе негласных. Мне строго рекомендовали избегать физического контакта с детьми: в некоторых ситуациях это может быть истолковано неправильно (например, учитель погладил ученика по голове или положил ему руку на плечо). Хотя, конечно, дать пять друг другу в коридоре никто не запрещает.
Еще одно правило — учитель не может закрывать дверь класса, если на уроке присутствует только один ученик. Это делается для того, чтобы никто не смог обвинить преподавателя в педофилии. Вопрос, конечно, очень щекотливый. Но в моей практике таких обвинений (или даже намеков) никогда не было.
Я думаю, что эти правила полезны не только для учителя, но и для учеников. Дети чувствуют себя защищенными в школе, понимают, что у них есть не только определенная свобода, но и права. Безопасность и чувство собственной значимости — важные элементы успешной социализации. Так школа делает детей более самостоятельными и сознательными.
Коллеж заканчивается примерно в 16 лет, по его окончании сдается экзамен. В зависимости от результата дети могут пойти на курсы профессиональной подготовки, чтобы начать работать, или на этом закончить свое образование. Но большинство все-таки предпочитает после школы поступать в лицей.
О том, как строится обучение в лицеях, читайте в следующей колонке Данилы Старкова на Портале 66.ru.
Источник: 66.ru