Сегодня космонавтика в России переживает трудные времена. Если раньше каждый уважающий себя ребенок Советского Союза, когда вырастет, хотел пойти в космонавты, помня о славе Юрия Гагарина, то сегодня с делом по отбору кандидатов в обитатели Международной космической станции туговато.
Вина за такое положение дел во многом падает на руководящие слои нашей страны, говорит омский академик, а в прошлом работник ЦУП Юрий Исаулов. Там недосмотрели, там поленились, а в результате - кандидатов в космонавты в сегодняшней России можно пересчитать по пальцам. И то удача, когда это вообще удается сделать.
В начале 1970-х, вспоминает бывший космонавт-испытатель, через врачебную комиссию российского Центра по подготовке космонавтов проходило порядка 3 тыс человек за сезон. Тогда отбор вели настолько строго, что из этих трех тысяч отбирали только десятерых кандидатов, которые затем проходили все необходимые испытания. В итоге улетало в космос только четверо - чуть больше десятой доли процента от «новобранцев».
Сегодня и ЦПК не готово осуществлять многомесячную и даже многолетнюю подготовку будущих космонавтов, и молодежь, выражаясь простым языком, в комиссию пинками не загонишь. Чтобы как-то решить эту проблему Юрий Исаулов даже предлагал в свое время создать космический кадетский корпус, который бы воспитывал будущих легенд со школьной скамьи. Но инициативу не поддержали.
Юрий Исаулов, экс-космонавт-испытатель Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина:
- Когда я начал заниматься наукой, у меня появилась идея создать космический кадетский корпус на базе Центра подготовки космонавтов. Чтобы со школьной скамьи - начиная с 5 класса - парни готовились, чтобы к 10-11 классу у них уже было сформировано космическое мировоззрение. Тогда не нужно тратить годы на подготовку. Разработана была методика, программа, которые были одобрены. Нужна было только воля начальника Центра, чтобы выделить территорию, заложить в бюджет, потому что было все: тренажерная база, инструкторы. Космонавты постепенно уходили на пенсию, и их можно было использовать как учителей. Но распоряжения не было.
Не привлекает и зарплата потенциальных «клиентов» ЦПК. Да и, честно говоря, нет той романтики, которая раньше витала вокруг профессии космонавта. И хотя в прошлом году Владимир Путин своим указом поднял оклады российских космонавтов до 60 тыс рублей, все-таки такая оплата труда - в сравнении с зарплатой тех же американских астронавтов - ничтожна. А поэтому сейчас с этой профессией ассоциируются лишь тяжелые нагрузки на организм, постоянное напряжение, стрессы и смертельная опасность. В то же время мало кто из нынешней молодежи может поразить комиссию абсолютным здоровьем.
Юрий Исаулов, экс-космонавт-испытатель Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина:
- В последний набор никого не смогли набрать. Пропадает интерес. Почему? Да потому что - будем говорить откровенно - многие понимают, что, да, мы околоземное пространство как бы освоили. Чего там особенного - ну полетел и полетел, все равно что на автобусе проехал. Хотя это все не так.
Главное сегодня, считает академик Исаулов, прежде всего возродить былой интерес к профессии космонавта. «Появится интерес - появится и какой-то смысл для молодежи», - говорит он. Государство же, в свою очередь, навстречу готово пойти всегда: достаточно лишь написать письмо в Центр по подготовке космонавтов и ждать желанного ответа.