Будет ли организована сортировка мусора в Омске?
Естественно, будем сортировать. Полезные фракции — бутылки ПЭТ, полиэтиленовая пленка, алюминиевая банка, картон, бумага. Картон и бумагу можно перерабатывать в Омской области, все остальное вывозится. Существует еще такая фракция как стекло. По объему она незначительна, но по массе это очень весомо. Нужно решать проблему утилизация стекла, которое не подлежит вторичной обработке. Остатки пластиковых окон — с этим тоже надо что-то делать.
Значит ли это, что мы увидим в городе разноцветные контейнеры под мусор, как, например, в Европе?
Возможно, мы к этому придем. Но в настоящий момент у нас очень низкая экологическая образованность населения. Жители частного сектора в принципе не привыкли платить. Все мы видим проблему вокруг садоводческих товариществ, гаражных кооперативов. Когда человек будет знать, что он заплатил, он никогда не понесет мусор в лес, он понесет в то оборудованное место, которое ему предоставили. Пока ситуация такова: у меня сосед заплатил, а я платить не буду, скажу, что у меня мусор не образуется. Естественно, сейчас за это никто не наказывает. Если бы была наказательная система, применяли бы к таким людям штрафы, ситуация, возможно, была бы другая. Мы можем даже говорить не о Европе, посмотреть на те регионы России, которые занимают немногим лучшее положение, чем Омская область, но просто отходами лет на 10 раньше начали заниматься. У них поэтому существуют мусороперерабатывающие заводы, современные сортировочные полигоны. Но я считаю, что наш город не самый отсталый, и мы все-таки к этому придем. Но на селективный сбор пока выходить рано.
Многие горожане готовы сортировать мусор у себя дома, но на их пути возникает целый ряд трудностей. Как лучше организовать этот процесс?
Если люди заинтересованы в сортировке у себя дома, они должны будут поставить несколько контейнеров — под пластик один, под полиэтилен другой. На территории Омска должно появиться 50–60 пунктов приема вторичных ресурсов, в каждом микрорайоне их будет несколько. Они будут сортировать эти полезные фракции, приносить в центры приема и получать за это деньги. Тем самым они сэкономят на том тарифе, который будет 80–83 рубля. Они заплатили деньги государству, отходы у них вывезли, но при сдаче вторичных ресурсов часть этих затрат компенсируется. Это может быть предусмотрено и территорией домовладений. Например, советом дома принято решение о раздельном сборе. Устанавливаются контейнеры — либо совместно с мусоровывозящей компанией, либо самостоятельно. В дальнейшем часть полученных средств от сдачи вторичных ресурсов может использоваться для благоустройства территории.
В городе есть некоторое количество котейнеров, но они принимают не все отходы. Насколько широкий спектр ТКО вообще подлежит обработке?
Основную часть отходов городского населения составляют пищевые отходы. К биокомпостированию мы в дальнейшем все равно вернемся, но в настоящий момент нормативные базы настолько несовершенны, технологии не отработаны, что о нем говорить рано. Еще в Советском Союзе пищевые отходы перерабатывались, разрешено было их использовать на корм скоту и так далее. Как только появится что-то новое в законодательстве, возможно будет использование всего остального вторичного сырья для производства органической составляющей питательного грунта.
Как обстоят дела с переработкой вредных отходов?
На территории Омской области существует единственный полигон промышленных отходов — ЗАО «Полигон», который в стандартном режиме принимает опасные отходы. Организация такая есть, главное, чтобы сознательно юридические лица обращались к ней и не утаивали отходы. В основном это отходы 1-го и 4-го класса опасности, на которые с 1 июля нужна будет лицензия. Пример: ртутная лампа — это 1-й класс опасности, автомобильный аккумулятор — 2-й, отработанные масла — 3-й, твердые коммунальные отходы — 4-й и отходы от канцелярской деятельности — 5-й класс. Полезные фракции будут принимать в 50–60 пунктах сбора, в микрорайоне их должно быть несколько. Я считаю, что если человеку нужно будет доехать остановку до этого пункта, то это не страшно. Главное, чтобы они появились.
Екатерина Чаплинская