Как ранее сообщал портал Om1.ru, с 1 апреля в Омске подорожал проезд как в муниципальном общественном транспорте, так и у частных перевозчиков. В автобусах, троллейбусах и трамваях отныне нужно платить 22 рубля, в маршрутках — в среднем 22–25 рублей за поездку в зависимости от длины маршрута. Однако, что касается последних, среди населения все еще есть неразбериха.
Поясняем, существуют маршруты с регулируемыми и нерегулируемыми тарифами. По регулируемым тарифам, установленным Региональной энергетической комиссией Омской области, работают как муниципальные, так и частные перевозчики, предоставляющие омичам льготы по проезду на основании договоров с мэрией и получающие за это компенсации.
Игорь Кожухов, заместитель директора департамента транспорта администрации Омска:
— Регулируемые и нерегулируемые тарифы определяются 220-м федеральным законом. Регулируемые — это те, где предоставляются все виды установленных льгот, в том числе действуют проездные, и перевозчики получают за это дотации. Себестоимость перевозок установила РЭК. Для муниципальных предприятий она равна 27,5 рубля в среднем. Разница — 5,5 рубля — компенсируется городским бюджетом. Затем Горсоветом была отрегулирована стоимость проезда для пассажиров — 22 рубля с 1 апреля. Нерегулируемые тарифы — это те, где перевозчики не получают никаких компенсаций из бюджета Омска. Они работают самостоятельно, но имеют право по собственному усмотрению предоставлять определенные льготы пассажирам. Для этого они заключают договоры напрямую с Минтруда, приобретают терминалы и перевозят льготников, за что получают компенсации непосредственно от министерства.
Так вот, подавляющее большинство маршрутных такси (легальных!) теперь работают по нерегулируемым тарифам. Исключением, по данным реестра, опубликованного на сайте мэрии, является маршрут № 64 (Микрорайон «Рябиновка» — пос. Дальний). На нем действует регулируемый тариф, а значит, стоимость проезда в обязательном порядке составляет 22 рубля. На всех остальных не действует приказ РЭК, и частники, работающие на законных основаниях, могут самостоятельно устанавливать величину проезда.
Ирина Безъязыкова, пресс-секретарь Региональной энергетической комиссии Омской области:
— Нерегулируемые тарифы к РЭК не относятся и не регулируются при условии, что администрация их правильно оформила. А маршруты, на которых регулярные перевозки осуществляются по регулируемым тарифам, должны использовать тарифы, установленные РЭК. Если у перевозчика нет необходимых документов, значит, либо он вообще нелегальный и незаконно осуществляет перевозки, либо еще не получил документов, но тогда он должен возить по 18 рублей (то есть по прежнему договору согласно требованиям прокуратуры Омской области, — прим. ред.).
Так, для того чтобы возить пассажиров по нерегулируемым тарифам, у каждого перевозчика в автомобиле должна быть маршрутная карта, нововведение этого года. Именно этот документ является подтверждением того, что маршрутчик может брать с пассажиров по 25 рублей. По словам замглавы департамента транспорта, все перевозчики, ранее заключавшие договора с мэрией, получили маршрутные карты. Но, вообще говоря, если маршрутчик получил такую карту, никто не запрещает ему просить оплатить поездку по другой цене.
Иван Меняйлов, директор транспортной компании «Безопасный город»:
— У каждого перевозчика может быть разная цена, но в среднем 22–25 рубля. О единой стоимости перевозчики не могут договориться, иначе это будет сговор, за что наказывает антимонопольный комитет. Частник на свое усмотрение может хоть 35 рублей поставить. Другой вопрос, пойдут ли к нему пассажиры. Это как на рынке: хотите покупайте, хотите нет. На сегодняшний день закон не распространяется на нерегулируемые маршруты. А если частник считает, что у него в машине кожаный салон, он хочет возить по 50 рублей и найдутся те, кто будет их ему платить, то он будет возить по 50.
Если же, садясь в маршрутку вы сомневаетесь, сколько платить за проезд, стоит обратить внимание на следующее. Прежде всего, согласно федеральному законодательству у легального перевозчика в салоне должна быть размещена информация о нем (если физическое лицо — ФИО, контакты; юридическое — наименование организации, контакты), далее — сведения о стоимости проезда, о контролирующих органах и их контакты. Разумеется, у водителя должна быть маршрутная карта, наличие которой и подтверждает саморегулирование стоимости проезда. Но на желание пассажиров проверить ее наличие в дептрансе отметили, что это находится в компетенции контролирующих и надзорных органов:
— Помимо карты, у водителя должен быть еще ряд документов, например, путевой лист и те же водительские права. Однако их же пассажиры не спрашивают. Проверка наличия всех документов остается за УГАДН, ГИБДД и так далее.
Обратиться со всеми вопросами о правомерности поднятой цены можно к реестру, где указаны все маршруты и какой на них действует тариф, или в департамент транспорта по телефону 78–79–72.