— Саша Жиров. Кто он? Блогер, журналист, бывший главный редактор — как ты себя сейчас позиционируешь?
— У меня есть должность, которой я подписываюсь, отправляя какие-то письма, официальные запросы — «директор агентства стратегических коммуникаций iSutki Communications». Звучит не очень понятно, но отражает суть того, чем я занимаюсь сейчас: корпоративными коммуникациями, личным, в том числе политическим пиаром, поддержанием и исправлением имиджа клиентов, проектами, которые связаны с продвижением материалов о компаниях-заказчиках в СМИ, выстраиваю работу пиар-службы на аутсорсинге для разных компаний.
— И как же тебя занесло из журналистики в пиар?
— Как говорит один современный политик, должно быть чёткое понимание, что пиар и журналистика — это не разные стороны баррикад. В наше время, когда «каждый каждому медиа», есть огромное количество пересечений между этими профессиями, и мне абсолютно ничего не мешает вновь вернуться в журналистику. Тем более, я продолжаю писать материалы для федеральных и сибирских СМИ.
— За последние 5 лет ты успел поработать во многих омских медиа, но нигде на долгое время не задерживался. Почему? Быстро надоедало или нигде не удавалось реализовать свои амбиции?
— Не настолько «во многих»: журнал «Дело молодое», газета «Омское слово», РИА «ОмскПресс», потом «Класс» — и это с 2007 года, а не за пять лет. Давно меня знающий Сергей Юрьевич Деменский из «МКР-Медиа», в очередной раз отказываясь взять меня на работу, дал хорошее определение: «Жиров — это стартапер в омской журналистике, он приходит, ставит проект на ноги и уходит. И ему неинтересно, как все будет работать дальше». Не могу полностью согласиться с его словами. Во-первых, что плохого в том, чтобы быть стартапером? Во-вторых, не соглашусь, что мне «неинтересно, как все будет работать дальше». Интересно. Возможно, пока просто нет СМИ, развитием которого можно было бы заниматься долго — 3–4 года — без травмирования собственной психики и профдеформации.
— По твоему мнению, ни одно омское СМИ нельзя назвать хорошим?
— Почему? В омской интернет-журналистике достаточно много хороших примеров. Как бы я ни критиковал сайт «Нового Омска», но они единственные из омских медиа додумались немного поменять принцип формирования ленты новостей, а это уже абсолютный прорыв для Омска, где ничего не хотят слышать о новых веяниях в медиа. Плюс, у них отличный контент. Но при этом ужасная «упаковка» этого контента — сразу понятно, что сами журналисты свой сайт не читают, иначе они бы «выловили» все ошибки ещё в период бета-тестирования. Визуально отлично выглядит «СуперОмск»: технически сайт понятен и логичен, интересные тексты без явных стилистических косяков, но при этом секрет Полишинеля в том, что этот проект политически ангажирован и может метаться от одного условного кандидата в губернаторы к другому — и тогда возникает вопрос: можно ли им доверять, а если нельзя — зачем их читать? «БК55» отлично работает с блогами сторонних авторов и, наверное, порядка 40% трафика с них собирает. Но при этом информационное наполнение самого сайта не выдерживает критики: всю информацию с «БК55» нужно, что называется, «делить на 16», а после некоторых публикаций хочется сходить вымыть руки. Просто, если блоги «БК55» объединить с хорошим контентом «Нового Омска» и визуальным воплощением «СуперОмска», получилось бы идеальное издание. Идеальное для Омска.
— Ты достаточно часто критикуешь омские СМИ, за что сам подвергаешься критике…
— Я критикую продукт, но никогда не перехожу на личности его создателей. В этом моё отличие от отвечающих мне коллег-журналистов. Возможно, складывается впечатление, что я предвзято к кому-то отношусь, но это не так. Просто хочу, чтобы продукт, который я потребляю как пользователь, был качественным. Когда «12 канал» публикует новость о том, что в Омске объявлен день траура, и ставит фото с приспущенным флагом Голландии, то я говорю об этом открыто. Потому что не может путать национальный флаг России телеканал, который называет себя «первый патриотический». Я часто критикую «Класс», потому что концепцию развития «Класса» наперёд закладывал именно я, и мне прямо физически больно, когда эта концепция разваливается у меня на глазах, и в «Классе» вылезают стилистические ошибки, которых я бы никогда не допустил. Если я указываю на косяки, это не значит, что я вот такой вредный. По-моему, намного хуже, когда редактор думает, что он делает крутой продукт, но ориентируется при этом только на хвалебные отзывы близких друзей. Профессионалы должны открыто и профессионально оценивать медиапродукт. Для этого мы и создали Клуб омских журналистов «Вконтакте», где обсуждаем публикации коллег. Иногда жёстко, но справедливо. Глупый будет обижаться, выйдет из Клуба, «хлопнув дверью», а умный — примет замечания к сведению.
— Кстати, буквально вчера ты сообщил, что прекращаешь активную деятельность в Клубе в связи со стартом нового медиапроекта. Расскажи, что это за проект?
— Это интернет-проект, который будет отличаться от других ресурсов на омском медиарынке форматом подачи информации, и будет ориентирован на большие качественные авторские материалы. Все материалы будут формироваться в сюжетные «контейнеры», примерно так, как сейчас это начала делать Meduza, или уже давно делает The Guardian. Из русскоязычных аналогов ближе всего к этому формату «Слон». Читателю ведь неважно, в каком формате потреблять информацию, а большинство СМИ по старинке продолжают отделять на собственных сайтах интервью от репортажей, спецпроекты от колонок, и отдельно всегда в центре внимания — царица омских СМИ «лента новостей». Так вот, у нас её не будет в принципе. Кроме того, главная страница сайта не будет «мёртвой», она будет всё время меняться — утром, днём, вечером, в выходные.
— А про что будет сайт и для кого он?
— Про людей, про их дела и про их мечты, будем объяснять читателю сложные вещи простыми словами, будем открыто говорить и показывать, в каком мире мы живём и что надо сделать, чтобы этот мир стал лучше. Что касается аудитории, то я для себя это определение давно сформулировал, с себя писал, — это молодые образованные активные горожане 25–35 лет, которые придерживаются либеральных взглядов, имеют сложившееся мировоззрение и понимают, чего хотят от информации и умеют выбирать источники, из которых они эту информацию получают. По сути, для этой же аудитории я делал и «ОмскПресс», и «Класс», поэтому те, кто знал меня по прошлым проектам, не будут удивлены стилем нового издания. Я всегда делаю медиа, которые интересны мне самому. Иначе зачем вообще что-то делать?
— Кем проект будет финансироваться?
— Ориентироваться на одного-единственного «дядю, который даёт деньги», неправильно для бизнеса и нечестно перед лицом читателей. Все, что могу сказать, — в Омске появится хорошее издание, с качественным контентом и интересной концепцией. Под этим я своим именем подписываюсь.
— Ты займешь кресло главного редактора?
— Мы с партнёром на паритетных условиях создаём этот бизнес. Редакционную политику сайта буду определять я.
— Обслуживать и содержать сайт — удовольствие не из дешевых. Как планируете зарабатывать?
— То, что это большие затраты, я понимаю, надеюсь, что и мой бизнес-партнер понимает, во что ввязался. Мы будем стараться сделать проект коммерчески успешными. И я не хочу замыкаться на Омске, потому что интернет нам дает замечательные возможности работы с огромной аудиторией — поэтому будем выходить на другие города. Путь искусственного ограничения, искусственной локализации — это путь в никуда. Мы будем рассказывать и об Омске, и о других городах, сотрудничать с рекламодателями из Омска и из других городов, с федеральными брендами, предлагая им не просто «место на сайте», а работающие — интересные и для читателя, и для рекламодателя, и для нас самих — спецпроекты.
— Команда у тебя уже есть?
— Команда набирается. Но не в том смысле, что сотрудники будут сидеть в офисе и что-то писать. Мы приглашаем людей из разных городов и стран, авторов, которые, в том числе, заняты на других издательских проектах в Омске. В Сибири есть огромное количество журналистов, которых мне хотелось бы публиковать у себя. Наташа Мартюшева из «Нового Омска» отлично писала раньше «для души» про культуру, а её всё время садят на «новости» — мы можем дать ей площадку, если она найдет для нас время. Вова Червонящий, который покинул «Деловой Омск», но остался лучшим в этом городе репортёром — очень хочу с ним поработать. Мне бы очень хотелось, чтобы для нас писали хотя бы иногда Илья Шепелин*, Паша Акимов или Андрей Лебедев — «поуехавшие» омичи. Буквально вчера мы договорились о сотрудничестве с замечательным барнаульским журналистом Василием Морозовым, который за полтора года с нуля вывел свой медиа-проект на третье место по цитируемости в Алтайском крае. В Красноярске, Иркутске, Владивостоке, Екатеринбурге, Перми, Томске, Новосибирске у нас уже есть авторы. Но ведь и в Омске есть ребята, которые работают в своих СМИ в «обыденном» формате, но при этом я знаю их как авторов отличных текстов о культуре, политике, спорте — это Ваня Притуляк, Аня Травникова, Настя Дроздова, Юра Головченко. Не говоря уже об экспертах вроде архитектора Ефима Фрейдина, политолога Ивана Жукова, историка Алексея Сорокина, бизнесмена Виталия Королёва, которые могут объяснить какие-то моменты в своей сфере круче любого журналиста. И, конечно, для нас очень важно качество картинки, поэтому мы будем работать с крутыми фотографами из разных городов и стран. В том числе, конечно, я очень хочу, чтобы для нас снимали Дима Барулин и «Тот-Самый-Мартин» — одни из лучших фоторепортёров во всём ЖЖ.
— Когда планируется стартап проекта?
— К 12 августа мы «выкатим» бета-версию. К 1 сентября уже будем работать на полную катушку.
* — признан Минюстом РФ иностранным агентом
Фото: Илья Севастьянов, Public Speech