Для исследования были выбраны 12 городов-миллионников, где находятся производственные мощности и головные офисы промышленных компаний. Омск вошёл в их число.
В ходе изучения:
- опрошено две тысячи жителей мегаполисов;
- проведено 30 экспертных интервью со специалистами в области урбанистики, экономики, социальной сферы, представителями крупных индустриальных компаний, городских властей и региональных медиа;
- проанализированы статистические данные, полученные от муниципалитетов.
Как выяснили социологи, уровень социальных инвестиций со стороны крупных промышленных производств различается: в одних городах он ярко выраженный, в других — почти незаметный. Омск наряду с Екатеринбургом входит в топ мегаполисов с наиболее ощутимым вкладом бизнеса в развитие региона. С полными результатами исследования «Города промышленной трансформации» можно ознакомиться на «РБК Тренды».
Согласно итогам опроса, лидер по социальным инвестициям в Омске — «Газпром нефть». Её вклад в развитие города выше, чем у других нефтяных предприятий в мегаполисы России. Компания реализует социальные проекты по многим направлениям: профессиональный и детский спорт (строительство ледового стадиона «G-Drive Арена», поддержка ХК «Авангард» и школы единоборств Александра Шлеменко «Шторм»), образовательная сфера («Школа — ссуз/вуз — ОНПЗ»), благоустройство (реконструкция Любинского проспекта и сквера им. Дзержинского).
При этом исследователи отмечают, что одна компания при всём желании не может трансформировать городскую среду — не хватит ресурсов. И хотя социальная активность других промышленных гигантов (ГК «Титан», застройщик «Брусника») растет, этого пока недостаточно.
«Омск стал одним из наиболее показательных примеров участия бизнеса в развитии региона для российского рынка и одновременно примером дефицита кооперации между крупными структурами для решения масштабных задач, переложения центра ответственности на одного участника — «Газпром нефть», — считает генеральный директор ЦСП «Платформа» Алексей Фирсов.
В Екатеринбурге же ситуация иная: несколько крупных предприятий города активно инвестируют в разные сферы общественной жизни — от транспорта до строительства религиозных объектов. Это создаёт более сбалансированную систему социальных инвестиций.
Чтобы воплотить такую же систему и избежать синдрома «тягловой лошади», в проектах должны участвовать несколько крупных предприятий, а это возможно по инициативе либо самого бизнеса, либо региональных властей.
«Для администрации Омской области оптимально выступить в роли дирижёра, который будет создавать общий «оркестр» социальных инвесторов. Такая политика — в интересах всех участников рынка в ситуации, когда кадровый дефицит и отток населения создают долгосрочные риски для компаний», — подытожил Алексей Фирсов.