Помимо письма, амбидекстр — человек, одинаково владеющий обеими руками, также почти одинаково пользуется двумя руками и в быту (совершает движения, готовит, открывает дверь, что-то делает, чистит зубы, рисует, вышивает и т.д.). Амбидекстров называют еще двурукими людьми, потому что они одинаково хорошо владеют и правой, и левой рукой. Такая особенность бывает врожденная и приобретенная.
«Считается, что у правшей более развито левое полушарие мозга (отвечающее за логику), а у левшей — правое (ответственное за интуицию). У человека, который может одновременно пользоваться двумя руками, то есть без выделения ведущей руки, одинаково развиты оба полушария мозга.
Младенцы рождаются с амбидекстрией, то есть у них с рождения две ведущие руки. Но в процессе развития у ребенка происходит «становление» нервной системы и психики, а, значит, одно из полушарий начинает «преобладать» — ребенок становится правшой или левшой. Разделение происходит после 4 лет. А до этого времени у ребенка отмечается приблизительно равное задействие обеих рук», — рассказала Светлана Гончар.
Как и зачем развивать оба полушария?
Межполушарное взаимодействие — это единая система, в которой работают оба полушария. При этом каждое из них выполняет свои собственные функции.
Правое несет ответственность за:
- воображение;
- креативность и творческие способности;
- эмоциональный диапазон;
- левую часть туловища;
- ориентацию в пространстве;
- интуицию;
- музыкальные способности;
- понимание информации, произнесенной вслух.
Левое отвечает за:
- усвоение вербальной информации;
- движения правой частью туловища;
- память;
- умение анализировать;
- логику;
- речь;
- способность к точным наукам.
Их взаимодействие обеспечивает эмоциональную стабильность ребенка, координацию движений, качество восприятия и обработку информации.
Для развития межполушарных связей прибегают к играм и упражнениям, которые задействуют как правое, так и левое полушарие. Так называемую «мозговую гимнастику» необходимо выполнять хотя бы несколько минут в день. Она будет полезна как детям, так и взрослым.
На взаимодействие положительно влияют: кинезиологические упражнения; самомассаж; дидактические задания; дыхательные упражнения; прослушивание классической музыки; творческие задания; пальчиковая гимнастика; логоритмика.
Чем более развито взаимодействие двух полушарий у детей, тем проще ему обучаться новому, строить отношения с людьми, достигать спортивных высот.