om1.ru
Платить за проезд по QR-кодам — это как? Отвечаем на главные вопросы Мэрия планирует ввести в общественном транспорте новую форму оплаты. Изучаем опыт городов, которые уже это сделали.

Платить за проезд по QR-кодам — это как? Отвечаем на главные вопросы

Мэрия планирует ввести в общественном транспорте новую форму оплаты. Изучаем опыт городов, которые уже это сделали.
31 мая 2024, 08:00

Платить за проезд по QR-кодам — это как? Отвечаем на главные вопросы

В конце весны омская мэрия сообщила, что до конца года омичи смогут платить за проезд в общественном транспорте с помощью QR-кодов. Проект уже в работе, чиновники ведут переговоры с Национальной системой платёжных карт.

Такой способ оплаты в других сферах уже давно не является чем-то новым, сейчас практически в любом супермаркете можно осуществить оплату через Систему быстрых платежей, отсканировав специальный код с помощью камеры смартфона. Однако применение этой системы в транспорте вызывает несколько вопросов. Попробуем ответить на них, опираясь на опыт других городов, которые уже ввели такую форму оплаты.

Зачем это делают?

Скорее всего — ради экономии. Платёжные системы берут процент с каждой оплаты, проведённой по банковским картам, и переход на СБП позволит от этого отказаться. Именно поэтому некоторые магазины предоставляют скидку при такой форме оплаты — в итоге они всё равно остаются в плюсе.

Кроме того, терминал для банковских карт — дорогое и сложное устройство, требующее обслуживания и ремонта. Распечатать QR-коды и повесить их в салоне автобуса не в пример дешевле.

А как проверять?

В магазине с этим проблем не возникает: оплатил покупки — забрал их. А что будут предъявлять контролёрам пассажиры общественного транспорта?

Есть несколько вариантов. В Республике Коми, например, используют специальное приложение. Пассажир сканирует код, подтверждает оплату — и получает электронный билет, который можно затем показать контролёру. Схожую систему используют в соседнем Казахстане: там оплата осуществляется, чаще всего, посредством приложений мобильных операторов, в которых есть специальный раздел «Транспорт по QR».

В Московском метро начали тестировать немного иной метод. В приложении «Метро Москвы» можно сгенерировать собственный QR-код в смартфоне и, поднеся его к считывателю на турникете, совершить оплату. Однако для этого, как несложно догадаться, необходим турникет, который не будет пропускать безбилетников. Оборудование общественного транспорта такими турникетами — идея дорогая и, честно скажем, не самая лучшая, поскольку сильно замедлит посадку в транспорт.

Можно предположить, что в Омске для оплаты доработают существующее приложение «Омки» или заключат договор с одним из существующих приложений такого рода. В любом случае — с разряженным телефоном в автобус лучше не садиться.

Другие формы оплаты уберут?

Скорее всего — нет. На существующую систему транспортных карт завязано слишком многое — по ним ездят льготники, под них куплены терминалы, валидаторы и сами карты, количество которых, кстати, мэрия планирует увеличить.

В Якутске, например, оплату по QR-кодам ввели параллельно с существующими вариантами, и Омск наверняка последует по этому пути. Однако мэрия вполне может стимулировать пассажиров переходить на СБП экономическими методами. Например, для такой формы оплаты могут установить более низкую стоимость проезда, что особенно значимо в свете грядущего повышения цен на билеты.

Единственное, что может исчезнуть — это опция оплаты проезда бесконтактной банковской картой. Однако произойдёт это достаточно нескоро.

Что в итоге?

Подводя итоги, стоит поговорить о плюсах и минусах оплаты проезда по QR-кодам.

Из плюсов: удобно, когда все необходимое есть в смартфоне и не обязательно иметь при себе банковскую карту, проездной или искать наличные в кошельке, пока транспорт движется. Также будет нелишним еще один способ оплаты на случай непредвиденных обстоятельств — например, поломки терминала.

Из минусов: вряд ли люди старшего поколения вообще возьмутся осваивать сканирование QR-кодов, а если и возьмутся, то это может оказаться не так легко. Об этом нам может подсказать тот же опыт оплаты товаров на кассах магазинов с помощью СБП. Когда кассир предлагает провести оплату таким способом, можно заметить, что пожилые люди чаще всего отказываются.

Виктория Слепцова

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter